+7 (4212) 23 46 37

+7 924 219 7911

Хабаровск, Шабадина, 19А, офис 213

Образовательное пространство нового типа МБОУ лицей №1 города Комсомольск-на-...

МБОУ лицей № 1 города Комсомольск-на-Амуре – один из лидеров в инновационной педагогике среди образовательных учреждений Хабаровского края, дважды победитель Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, участник финала и лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие школы России – 2008», призер краевого конкурса «Школа года – 2009». Основной целью деятельности лицея является обеспечение высокого уровня фундаментальной подготовки обучающихся, проявивших способности к физико-математическим наукам, интенсивная подготовка к продолжению образования в высших учебных заведениях, формирование интеллектуального потенциала общества. 80% педагогов лицея имеют первую и высшую квалификационные категории. 16 педагогов (40 % педагогического коллектива) - победители конкурса «Лучшие учителя Российской Федерации». Основные показатели работы учреждения стабильно высокие – средние показатели качества знаний и успеваемости 76% и 100% соответственно. На высоком уровне находятся результаты ЕГЭ - при 100% успеваемости средние показатели качества знаний по всем предметам превышают средние показатели по городу, краю и России. Ежегодно около трети выпускников лицея набирают на Едином государственном экзамене от 80 баллов и выше. За последние три года каждый четвертый выпускник лицея награжден медалью «За особые успехи в учении». Выпускники показывают высокий уровень профессионального самоопределения: за последние три года до 85% из них поступают в ВУЗы, где профилирующими являются предметы физико-математического цикла. Большинство учащихся, окончивших ВУЗы, трудятся на ведущих предприятиях города и края, в образовании, здравоохранении, культуре.

Экономика знаний
Все мы хотим жить в сильной, развивающейся стране, полной новых смыслов и возможностей, небывалых, успешных свершений. Для этого необходимо развитие инноваций «экономики знаний». Экономика знаний - экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Сегодня обществом востребован человек с высокой познавательной активностью, умеющий добывать, перерабатывать и применять знания в нестандартных жизненных и производственных ситуациях, обладающий исследовательской компетентностью. Школе необходимо учить ребят мыслить неординарно, развивать аналитико-синтетические способности, гибкость мышления, креативность, продуктивность, формировать умственную самостоятельность.
Многие подростки находятся в некой зависимости от телевидения, компьютерных игр, социальных сетей, что не способствует развитию ключевых компетенций. Интернет для ученика существует как источник информации, которую можно «скачать» и использовать без собственного осмысления и критики. Школьник привыкает «не мыслить». С другой стороны при возникновении интересных и полезных идей ребенок не имеет возможности глубоко их проработать, исследовать, потому что ни в школе, ни в Интернет-сети нет пространства для содержательного обсуждения проблемы или проекта. Ситуация «законсервированности» идей снижает познавательную активность и желание размышлять. Но ребенку необходимо учиться мыслить для того, чтобы управлять своей жизнью. Учитывая все противоречия и требования времени необходимо найти новые способы и инструменты формирования исследовательского поведения учащихся.

Инновационный проект
В рамках реализации программы «Одаренный ребенок» в нашем лицее был разработан инновационный проект «Создание образовательного пространства для формирования и развития исследовательского поведения учащихся. В основе проекта лежат два понятия: «исследовательская компетентность» и «исследовательское поведение». Исследовательская компетентность в классификации А. В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии». Она также служит компонентом компетентности личного самосовершенствования, направленным на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития. В фундаменте исследовательского поведения лежит потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает работу механизмов исследовательского поведения. Эпистемотека - особый ресурс, позволяющий работать со знаниями в насыщенной информационной среде. Название можно перевести как «собрание знаний» («эпистема» в переводе с греческого языка означает «знание»).
Однако эпистемотека не сводится только к работе учащегося в Интернет-пространстве, это и работа в классе, непосредственно в живом контакте с учителем. Особенностью выступает необходимость привлечения преподавателей ВУЗов, как представителей современной науки, которые способны обозначить тенденции развития различных отраслей техники и экономики. Реализация данного проекта требует создания образовательного пространства нового типа, проект будет полностью реализован до 2016 года.
Социальный эффект проекта
В режиме работы Краевого инновационного комплекса планируется создать на базе нанолаборатории лицея творческую группу учителей предметов естественно-научного цикла школ города для использования в образовательном процессе такого оборудования, как Наноэдъюкатор, и внедрить нанотехнологии через реализацию планов совместной работы со Школьной лигой Роаснано. В качестве основных результатов работы мы ожидаем повышение качества и практикоориентированности исследований учащихся, привлечение большего числа обучающихся к исследовательской и проектной деятельности. Социальным эффектом от реализации данного проекта может стать высокая познавательная активность выпускников, как основа их социальной адаптивности и конкурентоспособности и самоорганизации.
«Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность», - слова Л. С. Выготского как нельзя лучше отражают деятельность педагогов-новаторов лицея № 1 г. Комсомольск-на-Амуре.
Распоряжением Министра образования и науки Хабаровского края № 258 от 21.02.2014 г. МБОУ лицею № 1 присвоен статус Краевого инновационного комплекса по теме «Учебно-научный комплекс Наноэдьюкатор в междисциплинарной работе учащихся».
От редакции журнала «Образование на Дальнем Востоке» желаем коллективу лицея успешной реализации проекта и покорения новых вершин образования!