+7 (4212) 23 46 37

+7 924 219 7911

Хабаровск, ул. ДОС, 53 / 36

Педагогические средства формирования патриотизма у школьников

В настоящее время одной из важнейших, приоритетных задач воспитания, является воспитание гражданственности и патриотизма у современной молодёжи, у школьников. У подрастающего поколения необходимо планомерно развивать патриотические чувства, чтобы они, будучи взрослыми, осознавали свою гражданскую идентичность, знали и понимали историю своей Родины, стали её достойными Гражданами (с большой буквы), а не только гражданами - жителями страны. Проблема формирования чувства патриотизма не новая, она имеет глубокие корни. Прогрессивные мыслители прошлого - В. Г. Белинский, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и другие оставили бесценное наследие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Не потеряли этой актуальности оно и сегодня, в ХХI веке. Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие преобразования в политике, экономике, социальной, культурной сферах, которые происходят в современной России, заставляют нас размышлять о будущем страны, о молодом поколении. Его сейчас называют агрессивным, бездушным, не имеющим нравственных ориентиров, или говорят «потерянное поколение». Через СМИ, кино, рекламу, компьютерные игры, интернет насаждаются модели, среди которых главная – потребительство, обогащение, успех любой ценой. Условия жизни в России изменились, а проблема духовно – нравственного воспитания осталась, и она очень актуальна. Стране нужны высокообразованные, нравственные, творческие люди, любящие свой край и своё Отечество, почитающие духовные традиции своего народа, уважающие семейные ценности. И семья, и школа сейчас должны воспитывать молодое поколение на принципах добра, справедливости, честности, трудолюбия, гуманизма, милосердия. Проанализировав большинство семей непосредственно нашей школы, я пришла к выводу, что в семьях с детьми на тему патриотизма родители мало разговаривают, книги с патриотической направленностью не читают, совместно

фильмы о героизме, патриотизме не смотрят (или делают это редко, не целенаправленно). Патриотических клубов в нашем районе нет. Поэтому работа школы и её социальных партнёров является ключевой в этом вопросе. Если вспомнить недавнее прошлое (ХХ век), то явственно видно, насколько государство было заинтересовано в воспитании патриотизма у своего народа, оно проводило специальную политику в этом направлении, формировало весь образ жизни: - Школьные линейки, которые проводились регулярно, знакомили детей с важными событиями страны; - Портреты пионеров – героев в классах, описание их подвигов, стенды о них; - Политические информации перед уроками, которые готовили сами школьники; - Нормы ГТО по физкультуре (готов к труду и обороне своей Родины); - Изучение военного дела в школе (предмет НВП – начальная военная подготовка); - В школьную программу входили для изучения литературные произведения с патриотической направленностью, например роман «Молодая гвардия» А. Фадеева; - Комнаты, музеи Боевой славы в школах; - Патриотические песни – «С чего начинается Родина», «Широка страна моя родная», «Россия – Родина моя»; - Радио было у всех людей, утро начиналось с исполнения Государственного гимна, его слова знали все; - Праздничные демонстрации во всех городах на 1 мая, 7 ноября; - Демонстрация лучших патриотических фильмов по телевидению, которые дети смотрели вместе со взрослыми, обсуждали их; отсутствие рекламы, призывающей к потреблению товаров; - Торжественный приём в пионеры, комсомол, в партию; - Плакаты патриотической направленности на улицах; - В 70-е годы наша страна стала впервые отмечать День Победы. Он стал выходным днём; Дети знают, что с началом Великой Отечественной войны, все как один, встали на защиту своего Отечества, они действительно считали Отечество своим, они любили его всей душой, они хотели отстоять его независимость. Все письма с фронта, стихи, песни, фильмы, мемуары участников, подвиги являются для нас источниками, подтверждением этой любви. Понимая, что так дальше жить нельзя, наше государство разработало «Концепцию духовно – нравственного развития воспитания личности гражданина России», в которой указано, что новая воспитательная система с

необходимостью должна быть ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования. «Решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей Малой родине». Определение сути понятия «патриотизм» имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у философа Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Патриотизм является стержнем всех гражданских качеств личности. Сущность понятия«патриотизм», (от греческого patris – родина) включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Патриотизм как качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине». Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами». Какие же задачи стоят сейчас перед школой? 1. Формировать национальную идентичность. Это представление о многонациональном народе Российской Федерации, едином и нераздельном (Россия состоит из равноправных субъектов). 2. Формировать национальное самосознание– представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране, народу. 3. Формировать патриотизм – верность своей стране и солидарность с её народом. Чувство гордости за своё отечество, малую Родину (край, город, село). Активная гражданская позиция, готовность служению Родине. 4. Формировать базовые национальные ценности – основные моральные

ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, религиозных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению. 5. Социализация школьников – это усвоение социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом. 6. Способствовать духовно – нравственному развитию личности – расширять и укреплять ценностно – смысловую сферу личности, формировать способность человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, к другим людям, обществу, государству, Отечеству и миру в целом. 7. Формировать базовые национальные ценности – основные моральные ценности: милосердие, прощение, трудолюбие, заботу, доброту, уважение к старшим, скромность, мужество, щедрость, бескорыстие), которые передаются из поколения в поколение и обеспечивают успешное развитие страны в современных условиях. Формировать понимание школьниками собственной роли в жизни родного государства (личностная позиция). В педагогике можно выделить следующие критерии и показатели сформированности чувства патриотизма: - эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); - когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности); - практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим, трудится); - самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа. Вышеуказанные определения позволяют сделать вывод о значимости проблемы формирования чувства патриотизма подрастающего поколения, где базой для этого процесса, являются глубинные чувства любви и привязанности личности к культуре своего народа, земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания.

Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Многие нравственные качества человека закладываются в школьные годы – детские и юношеские. Любовь к Родине, желание видеть родной край, город, улицу благоустраивающимися и хорошеющими, стремление совершать добрые дела – все перечисленные чувства в большой мере зависят от того, когда и насколько устойчиво они были заложены в человек. Поэтому важным является то, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Ориентируясь на эти задачи, происходит и работа в нашей школе. 1. Созданы виртуальные календари-презентации, видеоролики знаменательных дней России. Применяем в день праздника перед началом урока, в качестве ознакомления или расширения знаний о данном событии (2-3 минуты). - 12 декабря – день Конституции РФ - 23 февраля – день защитника Отечества - 1 мая – день солидарности трудящихся - 9 мая – день Победы - 8 июня – день любви, семьи и верности -12 июня – день признания независимости России (день России) -22 июня – день памяти и скорби (по погибшим в годы войны) -2 сентября – день окончания Второй мировой войны -4 ноября – день народного единства - 28 ноября – день Матери 2. Учащиеся совместно с классными руководителями оформляют уголки по символике в классах. Есть уголок и в фойе школы. В нашей школе есть не только свои давние традиции, но и свой гимн, который объединяет нас. 3. По символике проводится ежегодный комплекс мероприятий: выставки рисунков, викторины, учащиеся выполняют задания на сайте ПРООБРАЗ. 27 РУ. Изучая историю России 6-9 классы, тема формирования символики одна из самых интересных. 4. Наши школьники стали частыми гостями в музее истории

Краснофлотского района, где проходят встречи с ветеранами войны и труда, старожилами района, экскурсии, уроки к памятным датам. Многие ребята ходят на занятия экскурсоводов и могут сами проводить экскурсии. 5. Ежегодно в октябре мы принимаем участие в викторине «Мой район – моя Малая Родина», которая проводится в музее истории Краснофлотского района. 6. По заданию учителя, дети готовят презентации о героях войны, о работниках тыла, о военачальниках, простых солдатах, о важнейших битвах войны. Участвуют в поиске материалов для классных часов, уроков мужества. 7. В школе проходят встречи с ветеранами фронта и тружениками тыла, они приглашаются на торжественные линейки 1 сентября и в дни памятных дат истории страны. Ветераны посещаются на дому, им вручаются открытки и цветы, пригласительные билеты на вручение юбилейных медалей к 9 мая. 8. В феврале ежегодно наши школьники участвуют в викторине «Их имена в названьях наших улиц», занимаются поиском биографий моряков - краснофлотцев, именами которых названы улицы нашего района – это Хорошев Н.Г., Голубков Н.Н., Гуртов М.М., Хлопунов С.В. . 9. В течение всего года классы готовят праздничные газеты, плакаты, видео - ролики. 10. Проводятся экскурсии по Краснофлотскому району в урочное и каникулярное время, школьники знакомятся с историей своего района. 11. Проводятся родительские собрания, в которых уделяется внимание духовно – нравственному воспитанию детей в семье, воспитанию трудолюбия, почитанию родителей и старших, заботе друг о друге, милосердию. Важны и индивидуальные беседы с родителями по воспитанию моральных качеств у своего ребёнка. Важно помочь родителям понять насколько ценно именно семейное влияние на ребёнка. 12. Школьные субботники по уборке снега, листвы, мусора, уборке своего класса, приобщают школьников к труду. Формируют уважение к чужому труду, учат уважать и беречь природу. 13. Большую помощь оказывает школе наш социальный партнёр - районная детская библиотека №1, организуя интересные мероприятия духовно – нравственной направленности, встречи с интересными людьми – дальневосточными писателями, участниками «горячих точек», помогая нам проводить викторины, конкурсы. 14. К 73 – летию Победы наши школьники получали задание, поговорить с родителями о своих предках, которые воевали или работали в тылу, посмотреть семейные архивы, рассказать об этих людях, показать реликвии или фотографии. Так была подготовлена патриотическая акция «Спасибо

деду за победу». 15. Ежегодно мы принимаем участие в Вахте памяти героям 22 июня и 9 мая. Уход за памятником работникам завода имени Кирова, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 16. Наши школьники (6-11 классы) участвуют во Всероссийской олимпиаде ко Дню Победы и получают грамоты и сертификаты, чем остаются очень довольны. Ведь выполняя интересные задания олимпиады, они расширяют свой кругозор. 17. Учащиеся 9 класса готовили материал для участия в Краевой патриотической акции «Имя на обелиске» (2015 год), посвящённой 70- летию победы в Великой Отечественной войне, отправили работу, где сообщили о героях, чьи фамилии указаны на памятнике работникам завода имени Кирова около Дворца творчества «Северное сияние». На сайте ПРООБРАЗ.27 РУ к 15 апреля была готова виртуальная карта Хабаровска с указанием всех памятных мест. Фамилии наших учащихся также отмечены. Все ребята получили дипломы. 18. В текущем учебном году наши старшеклассники работали над созданием социального проекта патриотической направленности «Не гаснет памяти огонь», в котором предложили идею по созданию видео – ряда по истории Краснознамённой Амурской флотилии и показу на экранах в городском транспорте. История флотилии началась в 1908 году, а в 2018 ей исполнилось 110 лет. Одной из задач проекта, явилось стремление вызвать заинтересованность молодых людей и старшее поколение своей историей, ведь она так интересна, путём ненавязчивого просмотра видео – лекций, подготовленных школьниками на экранах в общественном транспорте. В своём обосновании к социальному проекту дети написали, что наш Краснофлотский район – это единственный в Хабаровске район с такой богатой историей: здесь находилась Амурская военная флотилия, которая защищала наши границы по Амуру, боролась с японскими интервентами в 20-е годы ХХ века, участвовала в Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войнах. Поэтому символом нашего района является бронекатер МО – 302, который в апреле 1945 года участвовал в прорыве вражеской обороны на реке Одер. 9 мая 1945 г. встретил День Победы на реке Шпрее у стен рейхстага. С 1947 г. по октябрь 1960 г. находился в составе Дунайской военной флотилии, а с 4 июля 1969 г. - на реке Амур. 19. С недавнего времени в России возродилась традиция сдачи норм ГТО, что стимулирует детей активнее заниматься спортом, ведь на торжественной линейке в нашей школе, многие уже получили значки, которые носят с удовольствием.

Работа проводится не только во внеурочное (каникулы, пришкольный лагерь, свободное от уроков время), но и в урочное время, этому способствуют сами предметы «История России», «Обществознание», «Литература Дальнего Востока», где большинство тем являются воспитывающими у детей любовь к Родине, рассказывающими о патриотизме, героизме, мужестве, о её красивой природе, о славных русских полководцах, сама жизнь которых является для нас примером. Много тем по обществознанию способствуют развитию школьников: «Человек – личность», «Человек и его деятельность», «Семья – ячейка общества», «Труд – основа жизни», «Что значит быть патриотом», «Гражданин – Отечества достойный сын», «Мы – многонациональный народ» и другие от 6 до 11 класса. С сентября 2015 года предмет обществознание был введён с 5 класса, это тоже способствует воспитанию наших школьников. Развитию нравственности способствует и ведение курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России», где темы «Семья», «Родина», «Наши традиции и праздники» помогают воспитанию патриотизма. Снижение уровня патриотического настроения в обществе, межнациональные проблемы, рост преступности, СМИ, негативная среда оказывают травмирующее воздействие на детей и юношество, что приводит к необходимости формирования у школьников моральных основ, которые помогут им жить. Учителя прикладывают много усилий, чтобы наши выпускники стали в первую очередь Личностями, а не просто людьми с аттестатами о получении среднего образования. А личность, это и есть духовно развитый человек, патриот своей Родины.

Комментарии

Комментариев пока нет