+7 (4212) 23 46 37

+7 924 219 7911

Хабаровск, Шабадина, 19А, офис 213

Не скучная экология

Не скучная экология

«Растёт то, что мы выращиваем в душе, - таков вечный закон природы».

Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832).

Эта фраза как нельзя лучше передаёт наши мысли о необходимости экологического просвещения населения. Ботанический сад г. Амурска – учреждение культуры, которое вот уже 30 лет стоит на страже экологического просвещения населения. Дети и взрослые, вовлеченные в изучение экологии, не нанесут вреда природе, а ее дары будут использовать экономно и рационально. Что же можно придумать, как заинтересовать и привлечь большее количество людей, которые будут изучать и бороться за экологию? Для этого нами разработано несколько «не скучных» программ, которые затронули людей разных возрастов и социальных групп. В этой статье мы приведем пример некоторых из них.

«Наука в экологии» - через эксперименты и опыты показывает детям не только процессы, происходящие на нашей планете, но и влияние человека на них. Очень часто по незнанию, а не по какой-то своей злобе, люди не обращают внимания на, казалось бы, простые процессы и простые взаимосвязи, происходящие в природе по вине человека. Экспериментирование — это процесс, в ходе которого ребята получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с водой, воздухом и статическим электричеством неизменно вызывают восторг детей и желание понять, почему же именно так происходит. Возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основной творческого познания и развития интеллекта (рис. 1-2). Наши посетители, будь то малыши или ребята постарше, уходят от нас с четким осознанием законов природы, пониманием необходимости бережного отношения к окружающей среде.

            Следующая программа: «Урок окружающего мира в Ботаническом саду». Проводя параллели со школьным предметом, мы предложили поурочный план занятий для младших классов (рис. 3). Данная дополнительная внешкольная программа ориентирована на учащихся 1 - 3 класса. Предполагается два занятия в четверть, это составляет 8 уроков по 40 минут.  Программа «Урок окружающего мира в Ботаническом саду» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, экологическая грамотность, их познавательные интересы и способности. Создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данной программ, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. И, конечно, детям намного интереснее изучать и познавать данный предмет в форме интерактивных занятий. Сейчас по данной программе занимаются ученики двух школ нашего города, в следующем году планируется заключить договоры еще с несколькими учебными учреждениями города и района. Самое главное, что эти уроки нравятся детям, они приходят на них с удовольствием, а от родителей мы слышим множество положительных отзывов. У нас есть возможность уже с такого раннего возраста прививать детям любовь к природе. Как говорил российский учёный-ботаник, педагог Сладков А.Н. – «Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо ее узнать, узнав – невозможно не полюбить».

            «Экологическая изюминка» Ботанического сада - это детское любительское объединение экологической направленности «Зеленая планета». Экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможно понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой. В силу этого экологическое просвещение должно осуществляться с раннего детства. В системе просвещения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого сделать каждого человека экологически грамотным. Поэтому в «Зеленой планете» под чутким руководством Рожелюк Ольги Павловны, занимаются дети с 6 до 12 лет (рис. 4). На данный момент это около 40 человек. Участие в любительском объединении предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время общих прогулок, экскурсий, практических занятиях в оранжерее.

В ходе занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., они легко воспринимается детьми и подталкивают их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, гербарии, коллекции растений и животных Ботанического сада, фильмы и презентации.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (по 12 человек). Юные экологи участвуют как в городских, так и в районных конкурсах, акциях и мероприятиях. Участники объединения делают, несмотря на свой возраст, большую работу для нашего города. Они принимают участие в озеленении городского парка (ежегодная городская акция «Посади дерево»), проявляют свой творческий потенциал в художественных конкурсах («Берегите лес от пожара», «Эко двор», «Природа моего края»). Участвуют в районном ежегодном мероприятии «Птичья столовая» - мастерят вместе с родителями скворечники (а иногда целые террасы), развешивают их, а потом всю зиму и весну по очереди кормят птиц.

«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы». Сухомлинский В.А.

            Самым главным ежегодным нашем мероприятием по экологии, получившим широкий резонанс и положительные отзывы, стала «Неделя экологического просвещения» (рис. 6).

Участники делятся на очных (это ребята которые живут в Амурске и имеют возможность посещать занятия ежедневно) и заочных (это дети из удаленных населенных пунктов Амурского района, а также посёлков Новый мир и Хурба соседнего с нами Комсомольского района). Команда составляет 5 человек от школы или учреждения. Цель мероприятия, как видно из названия, – это экологическое просвещение, открытие сути и значимости экологии.

Задачи мероприятия:

- популяризация экологических знаний среди школьников и способствование пониманию взаимосвязей между людьми и окружающей их природной средой;

- помощь в становлении уважительного отношения к природе, национальным традициям и культуре;

- углубление и расширение знаний в области флоры, фауны и полезных ископаемых Хабаровского края;

- изучение применения природных ресурсов в традиционной культуре;

- структурное изучение строения тропических лесов;

- создание условий для самореализации и самовыражения участников.        

Экология - это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. То есть, мы с вами тоже являемся частью экологии. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Но на самом деле это лишь небольшой фрагмент. На протяжении 4 дней команды изучают разные направления экологии, узнают много нового о разных экологических сообществах, их развитии и жизни вцелом.

В программе конкурсного мероприятия задействованы несколько учреждений, в деятельность которых входит экологическое просвещение населения. Первые четыре дня ребята изучают природу, и экологическое применение ее человеком (участвуют в мастер-классах, играх, творческих заданиях и лекциях). На пятый день проводим финальный конкурс и подводим итоги мероприятия. А теперь немного подробнее.

В первый день помимо знакомства, мальчишки и девчонки изучали структурное строение тропических лесов на примере экспозиций Ботанического сада. Дети узнали о ярусности лесов, хищных растениях и паразитических эпифитах, о тропиках на климатических картах земли. Нужно отметить, что все данные юные экологи фиксировали в своих «Тетрадях юного эколога», в них же выполняли домашнее задание по пройденному материалу.

На второй день участников мероприятия принял Детский эколого-биологический центр «Натуралист». Дети в ходе увлекательной лекции разобрали по крупинкам все природные материалы Дальнего востока. Узнали, каково их применение в производстве и питании человека в настоящие дни. Изучили экологические проблемы человечества и предложили свои собственные варианты изменения состояния окружающей среды в лучшую сторону.

Третий день команды провели в Центре детско-юношеского туризма и экскурсий г. Амурска. Занятие проходило в форме интерактивного путешествия по заповедникам Хабаровского края. В итоге ребята, изучив все правила поведения в лесу, научились бережному отношению к природе, рассмотрели проблемы исчезновения животных и птиц, а также узнали о Черной и Красной книге.

Четвертый день прошел в гостях у МКУК «Амурский городской краеведческий музей». В музее, на экспонатах дети наглядно могут узнать, как издревле человек взаимодействовал с природой, как жил с ней в едином мире, и за это она одаривала его разными природными дарами. Школьники в форме квестовой игры и театрализованной экскурсии изучали жизнь коренных жителей Амура, а также использование природных ресурсов в быту человека.

И, наконец, пятый день! Финал! Делился на два этапа: конкурсная программа и подведение итогов. Конкурсная программа, по мнению комиссии, была не простой, но интересной (в комиссию входили лекторы и специалисты со всех учреждений, принимавших участие в мероприятии).

Первый конкурс - «Визитка». Участники представляли свою команду. Дети и, конечно, взрослые очень серьезно подошли к этому дню. Выступления получились яркие и очень интересные.

Второе испытание – конкурс «Моя экология» поверг жюри и всех зрителей в глубокое размышление. Дети провели очень серьезную работу по изучению экологических проблем нашего города, в виде презентаций представили свои эко проекты. Ребятами были проведены исследования несанкционированных свалок в городском массиве и загрязнение снега в разных районах города. Проводя такую работу, невозможно не осознавать бедственного положения экосистемы города. Дети предложили очень рациональные и простые решения многих проблемных моментов.

Третьим конкурсом стали тестовые задания (60 вопросов за 15 мин.) В некоторые моменты в помещении физически ощущался эмоциональный накал. А как по-другому, ведь ребята защищали честь своей школы. Тестовые задания были основаны на материале, который ребята изучали в течение всех дней.

После долгих совещаний жюри вынесли свой вердикт. По общему количеству баллов победила команда из МБОУ СОШ №3, второе место заняла команда гостей из МБОУ СОШ сп «Новый мир» и третье место досталось команде ДЭБЦ «Натуралист». Конечно, все команды получили памятные призы.

Еще одним подарком для всех участников мероприятия стала презентация первого печатного издания Ботанического сада – детского журнала «Экодневник» (рис. 5). Материалы, используемые для его создания, присылали дети, участвовавшие в «Неделе экологического просвещения», жители города, ребята из любительского объединения «Зеленая планета» и социального приюта Амурска. После официального фотографирования дети еще долго не расходились, обсуждали, обменивались контактами и записывались на участие в следующем году.

Это все о детях, с молодежью все на много сложнее. Подростки от 16 до 20 лет большее время уделяют интернету. Для них мы проводим различные онлайн конкурсы такие как «Экоселфи» и «Мой ботанический сад». Большой популярностью у этой возрастной аудитории пользуются квесты в реальности, где участнику необходимо, так же как в виртуальном мире, идя к главной цели, проходить различные испытания. Цель одна – донести экологические знания до человека. Все чаще молодые люди выбирают проводить свидания у нас в саду. Для этого мы специально придумали «Тропический романтик». Час

наедине с любимым и с природой,- что может быть романтичнее!

Ни для кого не секрет, что контингент 25-35 лет очень сложно привлечь не только к экологии, но и к культуре.  Поколение «90-ых» и этим все сказано. Женщины по своей сути, в основном, созидатели, и такие мастер-классы, как «Изготовление флорариума», «Экофонарик», «Уход за домашними растениями» ими очень востребованы. Сотрудники Ботанического сада в ходе занятия рассказывают не только о теме мастер-класса, но и проводят экологические параллели, ненавязчиво напоминают о взаимосвязях растений и человека. Для мужчин мы предлагаем квесты и соревнования, например, конкурс на лучший скворечник.  Все модели кормушек вывешиваются на территории сада и пользуются большим большой любовью зимующих птиц. В этом возрасте люди чаще всего заключают браки, и этот момент мы тоже не оставили без внимания, предложив альтернативу традиционным пьяным катаниям – «Тропические обряды». Здесь молодые не только проявляют свою ловкость и смелость в свадебных испытаниях, но и знакомятся с природой амазонских туземцев.

Пожилые люди – одна из самых благодарных аудиторий. Они точно знают, как важна природа для человека. Они помнят, когда таких даров природы как грибы, ягоды и рыба было неограниченное количество. Таких людей мы не мучаем рассказами о проблемах экологии, мы открываем им мир удивительных растений тропической флоры. Проводим благотворительные беседы и занятия по посадке и выращиванию газонных и домашних растений.

Это всего несколько наиболее интересных мероприятий и программ по экологическому просвещению и привлечению населения. Результаты не могут не радовать. За 5 лет экологическая грамотность населения города Амурска и Амурского района намного улучшилась. Только за 2016 год в экологических мероприятиях и акциях приняли участие более 9000 человек (в Амурске проживает 40.000 человек). Наш город стал чище, субботники чаще, и в них принимает участие около 1500 горожан. Человек, которому все ровно, никогда не будет участвовать в подобных акциях.

            Ботанический сад не может сократить вредные выбросы в атмосферу, не может повлиять на таяние ледников, или на другие глобальные проблемы. Но мы можем рассказать о невероятной планете, о ее красотах и богатствах. Мы можем открыть интереснейшую страну Экологию для любого. Это и является нашей принципиальной и первостепенной задачей. Только любовь к планете, понимание принципов и систем ее существования поможет сохранить не только ресурсы, которыми мы пользуемся, но и жизнь в целом.

Автор: Киршова Н.В. специалист культуры, экскурсовод Ботанического сада г. Амурск.

новый коллаж565656544новый коллаж12314371212231

 

Теги: год экологии урок Амурск дети ботанический сад образование