+7 914 151 3129
+7 924 219 7911
Хабаровск
Поступление в колледж и переход из семьи в общежитие, из одной среды проживания в другую привносит в жизнь юношей и девушек ряд изменений. В условиях столь значительных жизненных перемен, важно не только продолжить проводившуюся раннее работу в семье по нравственному воспитанию, но и обеспечить развитие моральных качеств обучающихся.
Общежитие не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления нравственного и духовного развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. В связи с этим необходимо наладить выработку у молодёжи коммуникативных качеств, умения жить в коллективе сверстников, где неизмеримо, по сравнению с домашними условиями, возрастают такие требования к каждому человеку, как умение и желание проявлять внимание и доброжелательность к живущим рядом, способность вовремя прийти на помощь, высказать сочувствие.
Основной целью воспитательной работы в студенческом общежитии является формирование сплоченного студенческого коллектива, создание благоприятной и комфортной атмосферы для проживания студентов, развитие у них навыков самовоспитания и самоуправления.
Главный принцип, на который опираются воспитатели студенческого общежития, при организации воспитательной работы, является принцип создания максимально комфортных условий проживания студентов. Это связано с тем, что пребывание в студенческом общежитии представляет собой особый период жизни каждого человека. Жизнь в общежитии значительно отличается от проживания в семье. Довольно часто такая резкая смена условий является пагубной для еще несформировавшихся личностей студентов, многие из которых поступают на обучение в довольно юном возрасте. Большая часть студентов, проживающих в общежитии, впервые попадают в большой город, который создает у них иллюзию взрослости. Именно поэтому перед воспитателями студенческого общежития стоит задача по проведению работы, направленной на нравственное воспитание и развитие моральных качеств.
Зачастую, отрыв от семьи, вызывает у некоторых студентов тяжелые и психические состояния-замкнутость, угрюмость, нервозность и т.д. Поэтому важно обеспечить студентам интересный и занимательный досуг, вовлечение в совместную деятельность и т.п.
Основными формами воспитательной работы со студентами в общежитии являются индивидуальная и групповая форма, которые включают в себя: собрания, тематические вечера, игровые программы, беседы, лекции, викторины и т.д.
Для удобства проведения данных мероприятий в общежитии создаются специальные помещения: учебный класс, комнаты отдыха, актовый зал, имеющие необходимое оборудование (диваны, телевизоры, настольные игры, теннисный стол и т.д.)
Одним из основных и наиболее значимых направлений воспитательной работы в студенческом общежитии является-профилактическая работа.
Направления профилактической работы со студентами
Организация воспитательной работы по данным направлениям осуществляется в 3-4 раза в год по каждому направлению в виде проведения лекций и круглых столов. Участие в проведении лекций принимают не только воспитатели и комендант общежития, но и приглашенные специалисты (полицейские, пожарные, врачи и т.д.).
Воспитание студентов, проживающих в общежитии - сложный и многогранный процесс, требующий от воспитателя тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим советом общежития.
Основные методические инновации в воспитательной работе со студентами связаны с применением интерактивных методов, которые предполагают организацию активного взаимодействия воспитателя, студенческого актива общежития и обучающихся, в форме проведения различных мероприятий, в ходе которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. В интерактивной технологии обучающиеся выступают полноправными участниками воспитательного процесса, их опыт не менее важен, чем опыт организуемых мероприятия, которые дают не только готовые знания, но и побуждают к самостоятельным действиям. Среди основных применяемых интерактивных методов можно назвать:
- организационно-деятельностные игры (интеллектуально-развлекательные, познавательные «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни», «Люби и знай свой Хабаровский край);
- беседы (индивидуальные, разъяснительные, групповые);
кейс-ситуации (метод конкретных ситуаций, анализ ситуаций и принятие решений в индивидуальной и групповой воспитательной работе);
- обсуждение видеофильмов с тематическим содержанием;
- виртуальные экскурсии (посещение музеев с сопровождением видеопрезентаций);
- информационно-коммуникативные (создание роликов о жизнедеятельности общежития и видеосюжетов с обучающим содержанием, например в начале года для вновь прибывших студентов);
- технология проектов (проект добровольческой деятельности «Креативная студия, проект «Мы за ЗОЖ» реализуется в общежитии в течение нескольких лет, участие в мероприятиях различной направленности);
- технологии дидактической, обучающей и воспитывающей игры, например «Когда мы едины - мы непобедимы», «Татьянин день», «Космический квиз»;
- шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, например конкурс на организацию жизнедеятельности «Лучшая комната общежития», «Самый сильный, ловкий и находчивый»);
- личностно - ориентированые технологии;
- экологообразовательные (игры квиз по краеведению);
- диалоговые технологии (круглые столы, дискуссии «Культура речи, культура общения»);
- «информационное зеркало (различные формы настенных объявлений, стенды, информационные заметки с различной информацией о мероприятиях проходящих в общежитии, поздравительные фотооткрытки к праздничным датам и дням рождения).
Мною применяются формы воспитательной работы, прежде всего, направленные на взаимодействие участников воспитательного процесса: членов студенческого актива и проживающих в общежитии студентов, предполагающие решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно - практических), обеспечивающих выражение содержания воспитательной работы.
В своей воспитательной работе использую три основных типа форм, среди которых и инновационные:
- культурно-массовые мероприятия, дела, игры, такие как круглые столы, дискуссии, квест-игры, интерактивные игры, мастер-классы, викторины, шоу, брейн-ринги, творческие мастерские, акции, фестивали, спортивные поединки, турниры, литературные композиции, флешмобы, челленджи, игры-квиз, мастер-классы, конференции.
Огромную роль в обеспечении воспитательной работы в общежитии играет деятельность студенческого актива общежития (студенческого совета), который оказывает непосредственное содействие по организации самоуправления:
18 человек (председатель, зам. председателя, 4 старосты этажей, 12 ответственных за сектора: председатель, зам. председателя, секретарь, культурно-досуговый, жилищно-бытовой информационный, спортивный, учебный, социальный (волонтёрское движение, старосты этажей).
Цели работы студенческого Совета общежития:
Задачи студенческого Совета общежития: - Создание нормальных социально-бытовых условий для жизни, учебы и отдыха проживающих в общежитии обучающихся, благоприятного нравственно-психологического климата (бесконфликтное проживание в общежитии); - Развитие самоуправления, направленного на формирование активной жизненной позиции, социальной зрелости, самостоятельности, ответственности, способности к самоорганизации и самореализации; - Выработка стремления к самосовершенствованию (формирование самосознания, самоконтроля, сомооценки, саморазвития) стремление к творческой активности; - Воспитание навыков самообслуживания, совместного проживания в коллективе, поддержание порядка и дисциплины в общежитии; - Формирование культуры взаимоотношений, здорового образа жизни, потребности в усвоении духовных ценностей, общечеловеческих норм; - Проведение работы, направленной на повышение сознательности среди обучающихся и их требовательности к уровню воспитания, к бережному отношению к имуществу; - Адаптация обучающихся к современным условиям жизни, новой социальной среде; - Защита и представление прав, интересов обучающихся, проживающих в общежитии колледжа. Основной проблемой привлечения студентов к участию в ОССУ является слабая заинтересованность обучающихся к участию в проводимых воспитателем и студенческим активом мероприятий. Зачастую в общежитии складывается следующая картина: мероприятия посещают исключительно одни и те же студенты, активисты, либо в целом посещаемость мероприятий крайне низка. Вследствие этого падает сам авторитет студенческого самоуправления. Не выполняется одна из самых главных задач – вовлечение студентов в деятельность органов самоуправления. Для решение этой проблемы использую следующие виды мотиваций: 1. Индивидуальный личностный подход к каждому студенту (анкетирование, тестирование обучающихся с целью выяснения наклонностей, способностей, интересов, желаний с целью выяснения: какой они видят студенческую жизнь в общежитии) на основе полученных данных осуществление планирования проводимых мероприятий; 2. В начале учебного года усиление работы членов студенческого актива, как тьюторов – на этапе формирования студенческого актива общежития, тьюторы собирают мини-собрания и рассказывают об ОССУ, их деятельности, целях, задачах. Проводят адаптационные мероприятия, такие как «Посвящение в студенты», «Посвящение в жильцы общежития». 2. Осуществление выпусков мини-газеты «Фоторепортаж», так называемые событийные фотозаметки с интересными фотографиями и текстами о проведённых мероприятиях. Размещаем фоторазработки на заметных местах общежития. 3. Введение «волонтерства» при подготовке мероприятия. Позволяет всем желающим помогать при организации конкурсов, фестивалей и т.д. Чем больше людей будет вовлечено в организацию, тем больше друзей придет посмотреть на то, что получилось. 4. Использование обратной связи, опрос проживающих студентов (ежемесячное анкетирование) с вопросами о том какие мероприятия они хотели бы видеть в общежитии, формы и тематика, какое время им больше удобнее и т.д. Чем больше обратная связь со студентами, тем обсуждаемей будут мероприятия и тем больше студентов проявят желание к участию. 5. Проведение мероприятий инновационных форм. 6. Изучение социальных сетей – проведение постоянного мониторинга самых популярных пабликов, отслеживание репостов, лайков, количества просмотров, внедрение свежих трендов. Изучение пабликов и сайтов органов ССУ из других ССУЗов, проведение их популярных мероприятий у себя. Студенческое самоуправление общежития ведет работу в различных направлениях: патриотическом; работа по адаптации первокурсников; эстетическом, духовно-нравственном. Проводятся различные мероприятия и акции для привлечения студентов в общественную жизнь общежития. Также в общежитии свою работу осуществляет добровольческая организация МОО «Креативная студия». Для повышения творческой активности молодёжи и привлечение её к здоровому образу жизни студенческий актив привлекает в добровольческую деятельность МОО «Креативная студия» всех желающих студентов, проживающих в общежитии, принимающих участие в местных и региональных мероприятиях. Большое внимание уделяю особенным категориям студентов - детям из детских домов, опекаемым, детям из многодетных семей, выпускникам коррекционных классов. Данные категории студентов особенно нуждаются в проведении с ними индивидуальной воспитательной работы, направленной на коррекцию поведения, повышение общего уровня культуры, успешную адаптацию к новым условиям проживания и т.д. Таким образом, значимость воспитательной работы в студенческих общежитиях очень велика, так как она способствует созданию благоприятных и комфортных условий проживания, формированию эффективного взаимодействия между студентами, способствует формированию нравственной культуры поведения, формирует духовный мир, создаёт условия для формирования творческих способностей студентов, способствует формированию добросовестного отношения к учебной деятельности. |
Комментариев пока нет