+7 914 151 3129
+7 924 219 7911
Хабаровск
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 3" (КГКОУ ШИ 3) 680018 г. Хабаровск, 18, ул. Партизанская, 93Б
Введение
Актуальность.
Данный проект имеет большое значение, так как предназначен для обучающихся с ТМНР. Все дети обучаются в классах по II варианту обучения. В современном мире дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития при условии целенаправленного процесса воспитания и образования способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности. Развитие особенных детей должно представлять собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Важность сенсорного развития и воспитания детей определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на чувственном познании. Важным направлением коррекционно-развивающего процесса детей с ТМНР является развитие их восприятия, которое включает в себя как восприятие окружающей действительности, так и восприятие речи. Поэтому именно мыпедагоги должны предоставить обучающимся полноценную сенсорную среду для формирования чувственных впечатлений с одной стороны. С другой научить детей понимать речь окружающих и, насколько это возможно, самостоятельно пользоваться речью как вербальной, так и не вербальной. Совместная работа поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, повысить самооценку и оценку в глазах товарищей и родителей, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка. В процессе совместной деятельности дети не только освоят разнообразные техники работы с различными материалами, но и научатся получать много интересной информации из книг, интернета: отбирать нужный материал, оформлять его в виде открыток, коллажей, стенгазет, поделок (с помощью взрослых). При учете особенностей данной категории детей, решаются соответствующие коррекционные задачи. Проект способствует развитию 4 навыков сравнения, классификации, анализа и синтеза. Помогает развивать зрительно-пространственные отношения, мышление, речь, мелкую моторику, двигательно-зрительную координацию. В рамках проекта дети совместно с родителями выполняют творческие задания, учатся работать с различными источниками информации.
Вид проекта: исследовательско-творческий, коллективный, долгосрочный
Срок реализации проекта: сентябрь 2022 г.– май 2023 г.
Участники: - обучающиеся классов ТМНР, их родители, педагоги.
Цель. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Задачи.
Обучающие: Формировать у обучающихся познавательный интерес к окружающему миру. Расширить представления обучающихся об овощах и фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости). Систематизировать знания о месте произрастания овощей и фруктов. Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Расширить знания о процессе приготовления супов, салатов из овощей и фруктов.
Коррекционно-развивающие: активизировать словарный запас по теме овощи и фрукты. Развивать внимание, память, мышление; учить сравнивать, анализировать, делать обобщения. Формировать у обучающихся умения перерабатывать полученную в ходе исследования информация и развивать творческие способности в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, к труду. 5 •воспитывать интерес к учебной деятельности; •воспитывать усидчивость, самостоятельность. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
Оборудование и материалы: - дидактические игры и пособия по темам «овощи», «фрукты»; - пластилин, разные виды бумаги и картона, природный материал, нитки, крупа, салфетки, ткань, фрукты, овощи, макеты фруктов и овощей, ножницы, клей, пена для бритья
Описание проектно-исследовательской работы и ее результаты
Проект подразумевает включение заданий разных типов, для выполнения которых надо рисовать, вырезать, конструировать, мастерить. В ходе проекта обучающиеся работают с разными материалами: пластилином, разными видами бумаги и картона, природным и бросовым материалом, нитками, крупой, салфетками, тканью. Обучающиеся знакомятся с такими техниками, как лепка из пластилина, рисование по контуру, симметричное вырезание, шитье из ткани и др.
Программное содержание: Расширение представления детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах; сравнение настоящих овощей и фруктов с фетровыми макетами, развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи.
Этапы работы над проектом.
I этап. Подготовительный. Планирование «уголка природы» - Изучение и анализ литературы по развитию сенсорных способностей детей с ТМНР; - Определение целей и задач проекта. - определение места расположения «Уголка природы» - определение материала, из чего будет изготавливаться каждый продукт проекта.
II этап. Реализация проекта. - исследовательская деятельность, - продуктивная деятельность.
III этап. Заключительный. Обсуждение результатов проекта совместно с обучающимися и родителями на творческой встрече.
Подведение итогов: что узнали нового, чему научились, что получилось, в чём 7 были затруднения. Мнение участников о проделанной работе. Пожелания и предложения о работе в будущем. Награждение участников.
Мероприятия в рамках проекта
№ | Дата | Мероприятие | |
---|---|---|---|
1 | Сентябрь | Создание копилки пособий по темам «овощи», «фрукты» | |
2 | Сентябрь | Разработка конспектов коррекционноразвивающих занятий. | |
3 | Сентябрьдекабрь | Коррекционноразвивающие занятия по теме «овощи» | |
4 | Сентябрьдекабрь | Коррекционноразвивающие занятия по теме «фрукты» | |
5 | Сентябрьдекабрь | Закрепление знаний по темам «фрукты», «овощи»; «место произрастания фруктов и овощей», «условия выращивания фруктов и овощей», «способы сбора фруктов и овощей», «способ приготовления салатов, супов» | |
6 | Сентябрьдекабрь | - коллективная работа по рисованию на тему «Фрукты», «овощи»; - изготовление аппликации «Мой любимый овощ, фрукт»; - лепка фруктов и овощей из пластилина, теста, глины; - изготовление макетов фруктов, овощей из фетра; 8 - сюжетно-ролевая игра «Овощной и фруктовый магазин»; -дидактические игры «Чудесный мешочек»; - «Кто скорее соберёт»; - «Разрезные картинки»; - «Найди овощи»; - «Один - много»; - «Есть или нет?»; - «Какого цвета овощи?»; - «Что лишнее?»; - «Сбор яблок»; - «Большой – маленький» | |
7 | Январь-май | - Изготовление фруктов и овощей из фетра; - оформление «уголка природы» |
Прогнозируемый результат
Домашние задания предполагают создание творческих работ на заданную тему совместно с родителями (например: выполнить поделку на тему «фрукты»). Домашние задания будут вовлекать родителей, дадут возможность детям продемонстрировать свой личный опыт, впечатления, проявить оригинальность.
Результат проектно-исследовательской деятельности: дерево, изготовленное из фанеры, монтажной пены и ковролина; овощи и фрукты, изготовленные из фетра и синтепона; грядки (контейнера, наполненные различными крупами (горох, гречка, пшено)); поляна (искусственная трава)
Методы и формы
В ходе реализации проекта учителем используются следующие методы:
Основными формами работы с обучающимися являются групповые творческие занятия в классе, подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, а также выполнение домашних заданий с родителями.
Список литературы
Комментариев пока нет