+7 914 151 3129

+7 924 219 7911

Хабаровск 

Проект «Уголок природы»

Проект «Уголок природы»

Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 3" (КГКОУ ШИ 3) 680018 г. Хабаровск, 18, ул. Партизанская, 93Б

Учитель-логопед Коваль Ю.В.,
Учитель-дефектолог Лангеланд Ю.В.,
Учитель-логопед Батина Т.Г.,
Учитель-дефектолог Тулинова Е.В.,
Учитель-дефектолог Зенова Н.В.,
Педагог-психолог Куренная В.М.
 

Введение

Актуальность.

Данный проект имеет большое значение, так как предназначен для обучающихся с ТМНР. Все дети обучаются в классах по II варианту обучения. В современном мире дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития при условии целенаправленного процесса воспитания и образования способны овладеть необходимыми навыками коммуникативного общения, социального поведения и жизнедеятельности. Развитие особенных детей должно представлять собой непрерывный процесс познания окружающего мира. Важность сенсорного развития и воспитания детей определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на чувственном познании. Важным направлением коррекционно-развивающего процесса детей с ТМНР является развитие их восприятия, которое включает в себя как восприятие окружающей действительности, так и восприятие речи. Поэтому именно мыпедагоги должны предоставить обучающимся полноценную сенсорную среду для формирования чувственных впечатлений с одной стороны. С другой научить детей понимать речь окружающих и, насколько это возможно, самостоятельно пользоваться речью как вербальной, так и не вербальной. Совместная работа поможет каждому ребёнку раскрыть свои потенциальные возможности, активизировать творческие способности, повысить самооценку и оценку в глазах товарищей и родителей, создать благоприятную среду для самореализации каждого ребёнка. В процессе совместной деятельности дети не только освоят разнообразные техники работы с различными материалами, но и научатся получать много интересной информации из книг, интернета: отбирать нужный материал, оформлять его в виде открыток, коллажей, стенгазет, поделок (с помощью взрослых). При учете особенностей данной категории детей, решаются соответствующие коррекционные задачи. Проект способствует развитию 4 навыков сравнения, классификации, анализа и синтеза. Помогает развивать зрительно-пространственные отношения, мышление, речь, мелкую моторику, двигательно-зрительную координацию. В рамках проекта дети совместно с родителями выполняют творческие задания, учатся работать с различными источниками информации.

Вид проекта: исследовательско-творческий, коллективный, долгосрочный

Срок реализации проекта: сентябрь 2022 г.– май 2023 г.

Участники: - обучающиеся классов ТМНР, их родители, педагоги.

Цель. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Задачи.

Обучающие: Формировать у обучающихся познавательный интерес к окружающему миру. Расширить представления обучающихся об овощах и фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости). Систематизировать знания о месте произрастания овощей и фруктов. Формировать представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Расширить знания о процессе приготовления супов, салатов из овощей и фруктов.

Коррекционно-развивающие: активизировать словарный запас по теме овощи и фрукты. Развивать внимание, память, мышление; учить сравнивать, анализировать, делать обобщения. Формировать у обучающихся умения перерабатывать полученную в ходе исследования информация и развивать творческие способности в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, к труду. 5 •воспитывать интерес к учебной деятельности; •воспитывать усидчивость, самостоятельность. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Оборудование и материалы: - дидактические игры и пособия по темам «овощи», «фрукты»; - пластилин, разные виды бумаги и картона, природный материал, нитки, крупа, салфетки, ткань, фрукты, овощи, макеты фруктов и овощей, ножницы, клей, пена для бритья

Описание проектно-исследовательской работы и ее результаты

Проект подразумевает включение заданий разных типов, для выполнения которых надо рисовать, вырезать, конструировать, мастерить. В ходе проекта обучающиеся работают с разными материалами: пластилином, разными видами бумаги и картона, природным и бросовым материалом, нитками, крупой, салфетками, тканью. Обучающиеся знакомятся с такими техниками, как лепка из пластилина, рисование по контуру, симметричное вырезание, шитье из ткани и др.

Программное содержание: Расширение представления детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах; сравнение настоящих овощей и фруктов с фетровыми макетами, развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи.

Этапы работы над проектом.

I этап. Подготовительный. Планирование «уголка природы» - Изучение и анализ литературы по развитию сенсорных способностей детей с ТМНР; - Определение целей и задач проекта. - определение места расположения «Уголка природы» - определение материала, из чего будет изготавливаться каждый продукт проекта.

II этап. Реализация проекта. - исследовательская деятельность, - продуктивная деятельность.

III этап. Заключительный. Обсуждение результатов проекта совместно с обучающимися и родителями на творческой встрече.

Подведение итогов: что узнали нового, чему научились, что получилось, в чём 7 были затруднения. Мнение участников о проделанной работе. Пожелания и предложения о работе в будущем. Награждение участников.

Мероприятия в рамках проекта

Дата Мероприятие  
1 Сентябрь Создание копилки пособий по темам «овощи», «фрукты»  
2 Сентябрь Разработка конспектов коррекционноразвивающих занятий.  
3 Сентябрьдекабрь Коррекционноразвивающие занятия по теме «овощи»  
4 Сентябрьдекабрь Коррекционноразвивающие занятия по теме «фрукты»  
5 Сентябрьдекабрь Закрепление знаний по темам «фрукты», «овощи»; «место произрастания фруктов и овощей», «условия выращивания фруктов и овощей», «способы сбора фруктов и овощей», «способ приготовления салатов, супов»  
6 Сентябрьдекабрь - коллективная работа по рисованию на тему «Фрукты», «овощи»; - изготовление аппликации «Мой любимый овощ, фрукт»; - лепка фруктов и овощей из пластилина, теста, глины; - изготовление макетов фруктов, овощей из фетра; 8 - сюжетно-ролевая игра «Овощной и фруктовый магазин»; -дидактические игры «Чудесный мешочек»; - «Кто скорее соберёт»; - «Разрезные картинки»; - «Найди овощи»; - «Один - много»; - «Есть или нет?»; - «Какого цвета овощи?»; - «Что лишнее?»; - «Сбор яблок»; - «Большой – маленький»  
7 Январь-май - Изготовление фруктов и овощей из фетра; - оформление «уголка природы»  

Прогнозируемый результат

  • - формируется представление об окружающем мире: фруктах, овощах, о месте их произрастания, об условиях выращивания, о способах сбора, о способах приготовления.
  • – дети научатся дифференцировать понятия овощи - фрукты, узнавать их на вкус, по форме, по цвету, по запаху, по контуру.
  • - научатся мастерить своими руками овощи и фрукты из фетра;
  • - будут проявлять интерес к коллективной деятельности и испытывать положительные эмоции от совместного труда.

Домашние задания предполагают создание творческих работ на заданную тему совместно с родителями (например: выполнить поделку на тему «фрукты»). Домашние задания будут вовлекать родителей, дадут возможность детям продемонстрировать свой личный опыт, впечатления, проявить оригинальность.

Результат проектно-исследовательской деятельности: дерево, изготовленное из фанеры, монтажной пены и ковролина; овощи и фрукты, изготовленные из фетра и синтепона; грядки (контейнера, наполненные различными крупами (горох, гречка, пшено)); поляна (искусственная трава) 

Методы и формы

В ходе реализации проекта учителем используются следующие методы:

  • Рассказ педагога;
  • Беседа с детьми;
  • Игровой метод (дидактические игры);
  • Наглядный метод (демонстрация и рассматривание наглядных пособий, предметов);
  • Практический – показ способов действий с предметами, эксперимент;
  • Наблюдение за ходом работы учащихся;
  • Изучение продуктов деятельности учащихся;
  • Упражнения (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие);
  • Моделирование (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметносхематические модели, графические модели.
  • Анализ и обобщение работы отдельных учащихся, и её значение для общего результата.

Основными формами работы с обучающимися являются групповые творческие занятия в классе, подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, а также выполнение домашних заданий с родителями.

20190513_131511 20190429_091959 20190507_095808 20190515_103406 20190515_104853 20190515_101608 20190515_105015 20190515_123342

20190517_103557 20190517_122336 20190517_122208 20190517_143539

 

 

 

Список литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие поделки из природных материалов. — М.: ООО ИКТЦ «Лада»,2010. — 144с.
  2. Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин А и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программы, методические рекомендации. — Псков: ПОИНКРО, 1999.
  3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. — М: Творческий Центр, 2004.
  4. Малик О. А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
  5. «Образование детей с множественными нарушениями развития». Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» 27–29 ноября 2013 года / Под науч. ред. Н. Н. Яковлевой — СПб., 2014. — 352с. — ISBN 978–5-9903711–2-5
  6. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детейолигофренов. М., 1968. Изд-во Просвещение.
  7. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. — М.: Айрис-пресс, 2008.
  8. Трофимова М. В. Изобразительное искусство и учеба и игра. — Ярославль: Академия развития, 2008.
  9. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития, 2008.
  10. Цикото Г. В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно — практической деятельности. М.: Полиграф сервис, 2011. — 193с.
  11. Шкицкая И. В. Аппликации из природного материала. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008
Комментарии

Комментариев пока нет