(дефицит специальных профессиональных компетенций педагога, впервые приступающего к исполнению обязанностей учителя-дефектолога (сурдопедагога) вне зависимости от его профессионального опыта и возраста)
Для эффективной организации образовательной деятельности обучающихся с нарушением слуха, их успешной социализации и адаптации в обществе необходима высокая профессиональная компетентность учителей-дефектологов (сурдопедагогов). Начинающие специалисты могут столкнуться с различными вызовами в своей профессиональной деятельности, в связи с чем возникает необходимость формирования и развития у них специальных профессиональных навыков, обеспечения качественной поддержки посредством наставнической деятельности.
Запрос: дефицит специальных профессиональных компетенций педагогов, впервые приступающих к исполнению обязанностей учителя-дефектолога (сурдопедагога), вне зависимости от их профессионального опыта и возраста.
Целью данной программы является повышение специальных профессиональных компетентностей начинающих учителей-дефектологов (сурдопедагогов), работающих с обучающимися с нарушением слуха и реализующих коррекционно-развивающий курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи», поддержка их профессионального роста и адаптация к новой деятельности.
Задачи программы:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности начинающих учителей-дефектологов (сурдопедагогов) в области коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушением слуха в соответствии с требованиями Профессионального стандарта.
2. Обеспечить плавную адаптацию наставляемых к выполнению новых должностных обязанностей, создать условия для их профессионального роста.
3. Сформировать у начинающих учителей-дефектологов позитивный настрой на работу, уверенность в своих силах и стремление к постоянному профессиональному развитию.
4. Повысить качество образовательной деятельности обучающихся с нарушением слуха путем методической поддержки и сопровождения начинающих учителей-дефектологов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи, активизация устной коммуникации в ходе внеурочной деятельности (при подготовке слабослышащих и позднооглохших обучающихся к выступлениям на концертах, конкурсах, постановке спектаклей, участию в мероприятиях различного уровня и направленности).
5. Повысить рейтинг образовательной организации по результатам мониторинга достижения целевых показателей внедрения региональной целевой модели наставничества через участие наставника в конкурсном движении «Формула наставничества».
6. Оценить результаты реализации программы наставничества, её эффективность.
Этапы наставничества
Этап |
Сроки |
Деятельность |
Подготовительный |
14.08.23 – 18.08.23 |
|
Диагностический |
21.08.23 – 25.08.23 |
1. Анализ поступившего запроса от наставляемых учителей-дефектологов и подбор диагностического инструментария для определения их профессиональных дефицитов. 2. Выявление дефицитов профессиональных компетенций учителей-дефектологов (сурдопедагогов), необходимых для разработки программы наставничества. |
Проектировочный |
28.08.23 – 31.08.23 |
1. Разработка программы наставничества в соответствии с поступившим запросом от наставляемых. 2. Составление индивидуальных планов работы наставника и наставляемых, планирование деятельности по повышению уровня профессиональной компетенции начинающих учителей-дефектологов по методике коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушением слуха. 3. Подбор необходимых техник наставничества. |
Реализационный |
01.09.23 – 25.05.24 |
1. Реализация программы наставничества. 2. Проведение системы мероприятий согласно индивидуальным планам наставника и наставляемых по повышению профессиональной компетентности учителей-дефектологов (сурдопедагогов). |
Рефлексивно-оценочный |
27.05.24 – 31.05.24 |
1. Диагностика уровня сформированности специальных профессиональных компетенций наставляемых учителей-дефектологов, определение степени их готовности к выполнению профессиональных задач. 2. Оценка эффективности реализации программы. 3. Выработка рекомендаций по дальнейшему профессиональному росту педагогов. 3. Корректировка программы наставничества (при необходимости). 4. Прогнозирование возможности участия в конкурсном движении по наставничеству. |
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Обязанности наставника:
1. Использовать только утвержденную и действующую нормативную, информационно-аналитическую и учебно-методическую документацию, материалы и иные ресурсы, обеспечивающие реализацию персонализированной программы наставничества, разъяснять суть этих документов наставляемым.
2. Разрабатывать совместно с наставляемыми индивидуальный план реализации программы наставничества, повышения квалификации, формирования спецкомпетенций учителей-дефектологов.
3. Тщательно соблюдать все пункты плана реализации программы наставничества.
4. Проводить мастер-классы, тренинги, консультации для наставляемых по вопросам коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.
5. Своевременно реагировать на запросы наставляемых, оказывать необходимую помощь в случае возникновении затруднений при выполнении профессиональных задач.
6. Контролировать наставляемых при ведении ими рабочей документации, подготовке отчетов.
7. Оценивать формируемые специальные профессиональные компетенции у наставляемых учителей-дефектологов.
8. Составлять отчет по окончанию программы наставничества об эффективности ее реализации.
9. Размещать информацию о реализации программы и ее результатах на сайте КГБОУ ШИ 6 и на портале «Навигатор наставничества».
10. Соблюдать нормы профессиональной этики.
Права наставника:
1. Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения наставляемых учителей-дефектологов.
2. Посещать индивидуальные занятия и внеклассные мероприятия, проводимые наставляемыми учителями-дефектологами.
3. Запрашивать от наставляемых учителей-дефектологов необходимую отчетную документацию.
4. Вносить обоснованные коррективы в планы работы наставника и наставляемых, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставляемыми.
5. Предлагать наставляемым участие в мероприятиях, конкурсах для учителей-дефектологов по повышению профессионального мастерства.
6. Вносить предложения администрации КГБОУ ШИ 6 о поощрении наставляемых за достижения в профессиональной деятельности, разработку авторских дидактических и методических пособий.
Обязанности наставляемых:
1. Осуществлять свою работу только в соответствии с утвержденной и действующей нормативной документацией КГБОУ ШИ 6, использовать ресурсы и материалы из достоверных источников.
2. Тщательно соблюдать все пункты плана реализации программы наставничества.
3. Неукоснительно исполнять запросы наставника.
4. Информировать наставника о ходе реализации программы и ее результатах (по запросу наставника).
5. Добросовестно и качественно вести рабочую документацию учителя-дефектолога, составлять отчеты, установленные программой наставничества.
6. Соблюдать нормы профессиональной этики.
Права наставляемых:
1. Консультироваться с наставником вне плана программы в случае возникновении затруднений при выполнении профессиональных задач.
2. Вносить обоснованные коррективы в план работы наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставником.
3. Выбирать наиболее эффективные приемы и средства освоения программы наставничества, согласовав их с наставником.
4. Участвовать в конкурсном движении по наставничеству.
5. Участвовать в мероприятиях, конкурсах для учителей-дефектологов по повышению профессионального мастерства.
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ НАСТАВНИЧЕСТВА И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
1. По завершению программы у наставляемых будут сформированы профессиональные компетентности учителя-дефектолога (сурдопедагога) согласно Профессиональному стандарту педагога-дефектолога, утвержденному приказом Минтруда РФ от 13.03.2023 № 136Н, по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию обучающихся с нарушениями слуха, оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки всем участникам образовательных отношений. Чек-лист профессиональных компетентностей учителя-дефектолога (сурдопедагога) представлен в таблице 1.
Таблица 1. Чек—лист профессиональных компетентностей учителя-дефектолога (сурдопедагога)
№ п/п |
Профессиональные компетентности учителя-дефектолога (сурдопедагога) |
Владение наставляемым (+/-) |
1. |
Знание клинико-психолого-педагогических особенностей слабослышащих, позднооглохших обучающихся разного возраста, обучающихся с кохлеарными имплантами, в том числе с комплексными нарушениями развития и их учет при организации образовательной деятельности |
|
2. |
Знание общих, специфических и индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха разных возрастных групп и их реализация в образовательной деятельности |
|
3. |
Знание медицинских и педагогических классификаций нарушений слуха |
|
4. |
Знание и выполнение требований к организации слухоречевой среды, способствующей достижению обучающимися с нарушениями слуха образовательных результатов и овладению устной речью |
|
5. |
Знание методики проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушениями слуха и ее грамотное применение |
|
6. |
Умение адаптировать стимульный, речевой, контрольно-оценочный материалы к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями слуха |
|
7. |
Умение составлять заключение по результатам сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха |
|
8. |
Умение разрабатывать рабочую программу и календарно-тематический план по коррекционному курсу на основе результатов проведенной сурдопедагогической диагностики и определять условия их реализации для обучающихся с нарушениями слуха |
|
9. |
Знание и применение на индивидуальных занятиях сурдопедагогических технологий, методов и приемов формировании и развитии речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звуков, включая музыку, с учетом возраста, особых образовательных потребностей, уровня общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха |
|
10. |
Знание способов применения звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, FM-системы и ассистивного оборудования с учетом медицинских показаний и сурдопедагогических рекомендаций |
|
11. |
Умение организовывать взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями слуха с окружающими, в том числе со слышащими детьми и взрослыми |
|
12. |
Грамотное консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, слухопротезирования, использования звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, по вопросам выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха |
|
13. |
Знание и соблюдение требований к ведению профессиональной документации и составлению отчетов учителя-дефектолога (сурдопедагога) |
|
14. |
Стремление к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации по вопросам содержания образования обучающихся с нарушениями слуха |
|
15. |
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики учителя-дефектолога (сурдопедагога) |
|
2. Создан благоприятный психологический климат в образовательной среде для начинающих учителей-дефектологов с целью их плавной адаптации к новым должностным обязанностям.
3. У наставляемых будет сформирован позитивный настрой на осуществление образовательной деятельности, уверенность в своих силах и стремление к постоянному профессиональному росту и развитию.
Анкета для диагностики адаптации начинающего учителя-дефектолога к профессиональной деятельности представлена в приложении № 1.
4. Улучшено качество образовательной деятельности обучающихся с нарушением слуха путем методической поддержки и сопровождения начинающих учителей-дефектологов при подготовке обучающихся к выступлениям на концертах, конкурсах, постановке спектаклей, участию в мероприятиях различного уровня и направленности.
5. Повышен рейтинг образовательной организации по результатам мониторинга достижения целевых показателей внедрения региональной целевой модели наставничества через участие наставника в конкурсном движении «Формула наставничества».
6. Проведен анализ результатов реализации программы наставничества и её эффективности.
7. Выработаны рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию наставляемых учителей-дефектологов.
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАРЫ «НАСТАВНИК – НАСТАВЛЯЕМЫЙ»
№ п/п |
Мероприятие |
Дата |
Цель |
Планируемый результат |
Форма отчетности |
Срок отчетности |
1. |
Заключение соглашения о наставничестве |
18.08.23 |
Уточнение условий взаимодействия, прав и обязанностей наставника и наставляемого, построение доверительных отношений между сторонами на основе взаимных обязательств |
Заключено соглашение между наставником и наставляемыми, определены условия взаимодействия, права и обязанности сторон |
Соглашение о наставничестве |
18.08.23 |
2. |
Диагностика профессиональных дефицитов наставляемых учителей-дефектологов |
21.08.23 – 25.08.23 |
Выявление конкретных дефицитов в знаниях и навыках наставляемых для определения их готовности к профессиональной деятельности |
Определены дефициты профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, на основе которых будет составлен индивидуальный план взаимодействия |
Чек-лист профессиональных дефицитов |
25.08.23 |
3. |
Составление планов работы наставника и наставляемых |
28.08.23 – 31.08.23 |
Создание четкой структуры и последовательности действий для достижения поставленных цели и задач наставничества |
Определены функции участников программы наставничества, полномочия, мероприятия и сроки их реализации |
Планы наставника и наставляемых |
31.08.23 |
4. |
Работа по реализации плана наставничества |
В течение учебного года |
Реализация программы наставничества |
Повышение профессиональных компетентностей участников программы и качества образовательной деятельности в целом |
Отчет в устной (промежуточный контроль) и письменной форме (итоговый контроль) |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.1. Изучение должностной инструкции учителя-дефектолога, Профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (сурдопедагог)» |
01.09.23 – 05.09.23 |
Знакомство с основными обязанностями, правами и требованиями, предъявляемыми к учителю-дефектологу (сурдопедагогу) в учреждении, реализующем АООП |
Использование полученных знаний для улучшения качества образовательной деятельности |
Отчет в устной форме |
05.09.23 |
4.2. Изучение программы коррекционной работы и требований, предъявляемым к образовательным результатам обучающихся с нарушением слуха согласно АООП |
01.09.23 – 05.09.23 |
Расширение знаний наставляемых в области коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением слуха в учреждении, реализующем АООП |
Использование полученных знаний при разработке рабочих программ по коррекционному курсу и планировании индивидуальных занятий |
Отчет в устной форме |
05.09.23 |
|
4.3. Ознакомление с документацией учителя-дефектолога и требованиями к ее оформлению: - Рабочими программами по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»; - Календарно-тематическим планированием по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи; - Графиком-расписанием индивидуальных занятий. |
01.09.23 – 05.09.23 и в течение года по запросу наставляемых |
Знакомство с основной рабочей документацией учителя-дефектолога, целью ее ведения, требованиями к оформлению документов для планирования и оптимизации собственной работы, а также для подготовки качественных отчетов администрации ОО |
Знание основных документов учителя-дефектолога, их предназначения, соблюдение единых требований к оформлению, правильное и грамотное ведение документации, сдача качественных отчетов администрации ОО |
Оформленная документация, рабочие отчеты для администрации ОО |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.4. Изучение учебно-методической литературы по коррекционно-развивающему обучению детей с нарушением слуха: - Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Т.Г. Богданова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 224 с. - Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» / А. К. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-224 с. - Королева И. В. Дети с нарушениями слуха [Электронный ресурс]: книга для родителей и педагогов/ И.В. Королева, П. А. Янн— Электрон, текстовые данные. - СПб.: КАРО, 2011.— 240 с. - Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб, пособие для студ. пед. высш. учеб, заведений / Л.П. Назарова. - М.: ВЛАДОС, 2001. -288 с. - Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с. |
В течение учебного года |
Расширение знаний наставляемых о психофизических особенностях обучающихся с нарушением слуха и организации коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей |
Знание клинико-психолого-педагогических особенностей обучающихся с нарушением слуха, в том числе с кохлеарными имплантами, их общих, специфических и индивидуальных особых образовательных потребностей, медицинских и педагогических классификаций нарушений слуха, требований к организации слухоречевой среды |
Отчет в устной форме по запросу наставника; чек-лист по профессиональным компетенциям; факт соблюдения требований и учета потребностей обучающихся при проведении индивидуальных занятий |
25.05.24 |
|
4.5. Ознакомление с методикой проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха, диагностическим инструментарием, используемым при обследовании (посещение наставляемыми занятий наставника, индивидуальные консультации, тренинги) |
05.09.23 – 15.09.23 и в течение года по запросу наставляемых |
Расширение знаний в области методики проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи, изучение особенностей подбора стимульного и речевого материала, заполнения документации по результатам обследования |
Корректное и правильное проведение наставляемыми обследования состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи, грамотное заполнение документации по результатам обследования, составление индивидуальных планов коррекционной работы для обучающихся |
Заполненная документация по результатам обследования, индивидуальные планы коррекционной работы |
15.09.23 |
|
4.6. Ознакомление с методикой проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (посещение наставляемыми занятий наставника, индивидуальные консультации, тренинги, мастер-классы) |
18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу наставляемых |
Расширение знаний в области методики проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи», обеспечивающих соблюдение требований, предъявляемым к образовательным результатам обучающихся с нарушением слуха согласно АООП |
Знание методики проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу, соблюдение специальных требований при планировании, организации и проведении занятий |
Конспекты индивидуальных занятий, факт соблюдения методики при проведении индивидуальных занятий по результатам наблюдения |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.7. Ознакомление с современными сурдопедагогическими технологиями, методами и приемами формирования и развития речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха (посещение наставляемыми занятий наставника, индивидуальные консультации, тренинги, мастер-классы) |
18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу наставляемых |
Расширение знаний в области современных сурдопедагогических технологий, методов и приемов, используемых учителем-дефектологов на индивидуальных занятиях при формировании и развитии речевого слуха и произносительной стороны устной речи; способов применения звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, FM-систем и ассистивного оборудования |
Знание наставляемыми сурдопедагогических технологий, методов и приемов, используемых на индивидуальных занятиях; их грамотное применение в собственной работе; умение пользоваться звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования, FM-системами и ассистивного оборудования с учетом медицинских показаний и сурдопедагогических рекомендаций |
Конспекты индивидуальных занятий, факт применения технологий при проведении индивидуальных занятий по результатам наблюдения |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.8. Мастер-класс по применению средств фонетической ритмики в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха |
20.09.23 |
Ознакомление наставляемых с понятием фонетической ритмики, ее значением и способами применения при развитии речевого слуха и произношения у обучающихся с нарушениями слуха; изучение и отработка движений фонетической ритмики |
Знание и применение педагогами средств фонетической ритмики при проведении индивидуальных занятий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы |
Факт соблюдения методики при проведении индивидуальных занятий по результатам наблюдения |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.9. Мастер-класс по нотированию речевого материала в соответствии с правилами орфоэпии |
21.09.23 |
Ознакомление наставляемых с основными правилами и нормами орфоэпии, упражнение в нотировании речевого материала с целью его адаптации для обучающихся с нарушением слуха |
Знание наставляемыми основных правил и норм орфоэпии, умение нотировать речевой материал с помощью диакретических надстрочных и подстрочных знаков, использование этих навыков при планировании и проведении индивидуальных занятий |
Конспекты индивидуальных занятий, факт нотирования речевого материала при проведении индивидуальных занятий по результатам наблюдения |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.10. Мастер-класс по применению современных ИКТ на индивидуальных занятиях по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» |
22.09.23 |
Расширение знаний наставляемых о современных ИКТ и способах их интеграции в коррекционно-развивающие индивидуальные занятия с обучающимися с нарушением слуха |
Знание наставляемыми современных информационно-коммуникативных технологий, грамотное их включение в структуру индивидуального занятия, умение самостоятельно создавать презентации (в том числе, интерактивные) с учетом психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха |
Конспекты индивидуальных занятий, презентации, факт применения ИКТ на индивидуальных занятиях по результатам наблюдения |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.11. Мастер-класс по формам и методам взаимодействия с семьей ребенка с нарушением слуха, особенностям консультирования родителей по вопросам коррекционной работы |
25.09.23 |
Расширение знаний наставляемых о различных формах взаимодействия с семьями детей с нарушениями слуха, особенностях консультирования и поддержки родителей для обеспечения тесного сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательных отношений |
Знание педагогов о формах взаимодействия с семьей, включая индивидуальные консультации, группы поддержки, тренинги и семинары, умение грамотно и тактично предоставить родителям информацию об особенностях развития ребенка с нарушением слуха, о методах и приемах, используемых в коррекционной работе, а также оказать помощь и поддержку при возникновении затруднений |
Участие в родительских собраниях, журнал индивидуальных консультаций |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.12. Посещение наставником индивидуальных занятий наставляемых учителей-дефектологов |
В течение года, не менее 2 раз в неделю |
Осуществление контроля и оценки проводимых занятий, отслеживание динамики формирования профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, анализ и выработка рекомендаций по дальнейшей работе, поддержка и помощь при возникновении затруднений |
Повышение уровня сформированности профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, улучшение качества образовательной деятельности, осуществляемой наставляемыми, повышение уверенности в своих силах при работе в присутствии наставника |
Журнал посещения занятий |
25.05.24 |
|
4.13. Планирование мероприятий по внеурочной деятельности обучающихся с нарушением слуха и оказание помощи в их подготовке |
В течение года |
Повышение мотивации наставляемых к участию с обучающимися в различных мероприятиях, их компетентности в вопросах подготовки и сопровождения детей |
Повышение мотивации и уверенности наставляемых в своих силах при работе с поддержкой наставника, улучшение качества подготовки обучающихся к выступлениям на концертах, праздниках, участие в мероприятиях различного уровня с занятием призовых мест |
Фото/видео с мероприятий, наградные документы |
25.05.24 |
|
4.14. Индивидуальные консультации по возникающим у наставляемых вопросам |
В течение учебного года по запросу наставляемых |
Обеспечение наставляемых необходимой поддержкой в решении конкретных вопросов и затруднений, способствующей их успешности, повышению мотивации и уверенности в своих силах |
Создание благоприятных условий для формирования профессиональных компетентностей; высокий уровень мотивации и уверенности в своих силах у наставляемых; предоставление персонализированных рекомендаций в соответствии с конкретным запросом наставляемых |
Журнал индивидуальных консультаций |
25.05.24 |
|
5. |
Промежуточный контроль |
В конце каждой четверти |
Промежуточная оценка и отслеживание динамики формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов, корректировка планов наставничества при необходимости |
Выявлены сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности педагогов, внесены изменения в индивидуальные планы наставляемых в соответствии с их актуальными потребностями |
Конспекты индивидуальных занятий, отчетная и рабочая документация, аналитическая справка, скорректированные планы наставляемых |
В конце каждой четверти |
6. |
Итоговый контроль |
25.05.24 – 31.05.24 |
Оценка эффективности реализации программы и оптимизация дальнейшего процесса наставничества |
Определена степень достижения цели и задач программы наставничества, ее эффективность, удовлетворенность всех участников программы процессом ее реализации, внесены коррективы в программу, спрогнозирована возможность участия в конкурсном движении по наставничеству. |
Аналитическая справка, чек-лист профессиональных дефицитов, отчет о результатах реализации программы наставничества |
31.05.24 |
План работы наставника
№ п/п |
Мероприятие |
Дата |
Цель |
Планируемый результат |
Форма отчетности |
Срок отчетности |
1. |
Заключение соглашения о наставничестве |
18.08.23 |
Уточнение условий взаимодействия, прав и обязанностей наставника и наставляемого, построение доверительных отношений между сторонами на основе взаимных обязательств |
Заключено соглашение между наставником и наставляемыми, определены условия взаимодействия, права и обязанности сторон |
Соглашение о наставничестве |
18.08.23 |
2. |
Диагностика профессиональных дефицитов наставляемых учителей-дефектологов |
21.08.23 – 25.08.23 |
Выявление конкретных дефицитов в знаниях и навыках наставляемых для определения их готовности к профессиональной деятельности |
Определены дефициты профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, на основе которых будет составлен индивидуальный план взаимодействия |
Чек-лист профессиональных дефицитов |
25.08.23 |
3. |
Составление плана работы наставника |
28.08.23 – 31.08.23 |
Создание четкой структуры и последовательности действий для достижения поставленных цели и задач наставничества |
Определена последовательность мероприятий и сроки их реализации |
План работы наставника |
31.08.23 |
4. |
Работа по реализации плана наставничества |
В течение учебного года |
Реализация программы наставничества |
Повышение профессиональных компетентностей участников программы и качества образовательной деятельности в целом |
Аналитическая справка |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.1. Ознакомление наставляемых с должностной инструкцией учителя-дефектолога, Профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог (сурдопедагог)» |
01.09.23 – 05.09.23 |
Ознакомление с основными обязанностями, правами и требованиями, предъявляемыми к учителю-дефектологу (сурдопедагогу) в учреждении, реализующем АООП |
Помощь наставляемым в самооценке и контроле своих профессиональных компетенций, а также в планировании повышения квалификации |
Документы, информационные материалы |
05.09.23 |
4.2. Ознакомление наставляемых с программой коррекционной работы и требованиями, предъявляемыми к образовательным результатам обучающихся с нарушением слуха согласно АООП |
01.09.23 – 05.09.23 |
Расширение знаний наставляемых в области коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением слуха в учреждении, реализующем АООП |
Помощь наставляемым в понимании подходов к разработке рабочих программ по коррекционному курсу и планированию индивидуальных занятий |
АООП, программа коррекционной работы КГБОУ ШИ 6 |
05.09.23 |
|
4.3.Ознакомление наставляемых с документацией учителя-дефектолога и требованиями к ее оформлению
|
01.09.23 – 05.09.23 и в течение года по запросу наставляемых |
Ознакомление с основной рабочей документацией учителя-дефектолога, целью ее ведения, требованиями к оформлению документов для планирования и оптимизации собственной работы, а также для подготовки качественных отчетов администрации ОО |
Знание наставляемыми основных документов учителя-дефектолога, соблюдение единых требований к оформлению, правильное и грамотное ведение документации, сдача качественных отчетов администрации ОО |
Примеры документов, заполненных отчетов для администрации ОО |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.4. Рекомендации наставляемым по изучению учебно-методической литературы по коррекционно-развивающему обучению детей с нарушением слуха |
05.09.23 |
Расширение знаний наставляемых о психофизических особенностях обучающихся с нарушением слуха и организации коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей |
Расширение теоретической базы, повышение уровня компетентности специалистов, улучшение качества образовательной деятельности |
Учебно-методическая литература/ссылки на информационные ресурсы |
05.09.23 |
|
4.5. Ознакомление наставляемых с методикой проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха |
05.09.23 – 15.09.23 и в течение года по запросу наставляемых |
Показ занятий, индивидуальное консультирование, тренинги по проведению диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи |
Корректное и правильное проведение наставляемыми обследования состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи |
Образцы заполненной документации по результатам обследования, индивидуальные планы коррекционной работы |
15.09.23 |
|
4.6. Ознакомление с методикой проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» |
18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу наставляемых |
Показ занятий, индивидуальное консультирование, тренинги, мастер-классы по методике проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» |
Знание наставляемыми методики проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу, соблюдение специальных требований при планировании, организации и проведении занятий |
Конспекты индивидуальных занятий, журнал посещения занятий |
29.09.23 |
|
4.7. Ознакомление с современными сурдопедагогическими технологиями, методами и приемами формирования и развития речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха |
18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу наставляемых |
Показ занятий, индивидуальное консультирование, тренинги, мастер-классы по использованию современных сурдопедагогических технологий, методов и приемов, используемых учителем-дефектологом на индивидуальных занятиях |
Знание наставляемыми сурдопедагогических технологий, методов и приемов, используемых на индивидуальных занятиях; их грамотное применение в собственной работе |
Конспекты индивидуальных занятий, журнал посещения занятий |
29.09.23 |
|
4.8. Проведение мастер-класса по применению средств фонетической ритмики в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха |
20.09.23 |
Ознакомление наставляемых с понятием фонетической ритмики, ее значением и способами применения при развитии речевого слуха и произношения у обучающихся с нарушениями слуха; изучение и отработка движений фонетической ритмики |
Знание и применение педагогами средств фонетической ритмики при проведении индивидуальных занятий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы |
Информационные материалы для наставляемых |
20.09.23 |
|
4.9. Проведение мастер-класса по нотированию речевого материала в соответствии с правилами орфоэпии |
21.09.23 |
Ознакомление наставляемых с основными правилами и нормами орфоэпии, упражнение в нотировании речевого материала с целью его адаптации для обучающихся с нарушением слуха |
Знание наставляемыми основных правил и норм орфоэпии, умение нотировать речевой материал с помощью диакретических надстрочных и подстрочных знаков |
Информационные материалы для наставляемых |
21.09.23 |
|
4.10. Проведение мастер-класса по применению современных ИКТ на индивидуальных занятиях по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» |
22.09.23 |
Расширение знаний наставляемых о современных ИКТ и способах их интеграции в коррекционно-развивающие индивидуальные занятия с обучающимися с нарушением слуха |
Грамотное включение ИКТ в структуру индивидуального занятия, умение самостоятельно создавать презентации к занятиям |
Информационные материалы, интерактивные презентации |
22.09.23 |
|
4.11. Проведение мастер-класса по формам и методам взаимодействия с семьей ребенка с нарушением слуха, особенностям консультирования родителей по вопросам коррекционной работы |
25.09.23 |
Расширение знаний наставляемых о различных формах взаимодействия с семьями детей с нарушениями слуха, особенностях консультирования и поддержки родителей для обеспечения тесного сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательных отношений |
Знание форм взаимодействия с семьей, умение грамотно и тактично оказывать консультативную помощь родителям обучающихся с нарушением слуха |
Информационные материалы, буклеты для родителей |
25.09.23 |
|
4.12. Посещение индивидуальных занятий наставляемых учителей-дефектологов |
В течение года, не менее 2 раз в неделю |
Осуществление контроля и оценки проводимых занятий, отслеживание динамики формирования профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, анализ и выработка рекомендаций по дальнейшей работе, поддержка и помощь при возникновении затруднений |
Повышение уровня сформированности профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, улучшение качества образовательной деятельности, осуществляемой наставляемыми, повышение уверенности в своих силах при работе в присутствии наставника |
Журнал посещения занятий |
25.05.24 |
|
4.13. Планирование мероприятий по внеурочной деятельности обучающихся с нарушением слуха и оказание помощи в их подготовке |
В течение года |
Повышение мотивации наставляемых к участию с обучающимися в различных мероприятиях, их компетентности в вопросах подготовки и сопровождения детей |
Повышение мотивации и уверенности наставляемых в своих силах при работе с поддержкой наставника, улучшение качества подготовки обучающихся к выступлениям на концертах, праздниках, участие в мероприятиях различного уровня с занятием призовых мест |
План мероприятий, информационные материалы |
25.05.24 |
|
4.14. Индивидуальные консультации по возникающим вопросам и затруднениям у наставляемых |
В течение учебного года по запросу наставляемых |
Обеспечение наставляемых необходимой поддержкой в решении конкретных вопросов и затруднений, способствующей их успешности, повышению мотивации и уверенности в своих силах |
Создание благоприятных условий для формирования профессиональных компетентностей, повышения мотивации и уверенности в своих силах у наставляемых |
Журнал индивидуальных консультаций |
25.05.24 |
|
5. |
Промежуточный контроль |
В конце каждой четверти |
Промежуточная оценка и отслеживание динамики формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов, корректировка планов наставничества при необходимости |
Выявление сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности педагогов, внесение изменений в индивидуальные планы наставника и наставляемых |
Аналитическая справка, скорректированные планы наставляемых |
В конце каждой четверти |
6. |
Итоговый контроль, отчет о деятельности наставника |
25.05.24 – 31.05.24 |
Оценка эффективности реализации программы и оптимизация дальнейшего процесса наставничества |
Определена степень достижения цели и задач программы наставничества, ее эффективность, удовлетворенность всех участников программы процессом ее реализации, внесены коррективы в программу, спрогнозирована возможность участия в конкурсном движении по наставничеству. |
Аналитическая справка, чек-лист профессиональных дефицитов, отчет о результатах реализации программы наставничества |
31.05.24 |
План работы наставляемого
№ п/п |
Мероприятие |
Дата |
Цель |
Планируемый результат |
Форма отчетности |
Срок отчетности |
1. |
Заключение соглашения о наставничестве |
18.08.23 |
Уточнение условий взаимодействия, прав и обязанностей наставника и наставляемого, построение доверительных отношений между сторонами на основе взаимных обязательств |
Заключено соглашение между наставником и наставляемыми, определены условия взаимодействия, права и обязанности сторон |
Соглашение о наставничестве |
18.08.23 |
2. |
Участие в диагностике профессиональных дефицитов |
21.08.23 – 25.08.23 |
Выявление конкретных дефицитов в знаниях и навыках для определения своей готовности к профессиональной деятельности |
Определены дефициты профессиональных компетентностей |
Чек-лист профессиональных дефицитов |
25.08.23 |
3. |
Составление плана работы наставляемого, согласованного с наставником |
28.08.23 – 31.08.23 |
Создание четкой структуры и последовательности действий для достижения поставленных цели и задач наставничества |
Определена последовательность мероприятий наставничества и сроки их реализации |
План работы наставляемого |
31.08.23 |
4. |
Работа по реализации плана наставничества |
В течение учебного года |
Реализация программы наставничества |
Повышение профессиональных компетентностей |
Отчет наставнику в устной (промежуточный контроль) и письменной форме (итоговый контроль) |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.1. Изучение должностной инструкции учителя-дефектолога, Профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (сурдопедагог)» |
01.09.23 – 05.09.23 |
Знакомство с основными обязанностями, правами и требованиями, предъявляемыми к учителю-дефектологу (сурдопедагогу) в учреждении, реализующем АООП |
Использование полученных знаний для улучшения качества образовательной деятельности |
Отчет в устной форме |
05.09.23 |
4.2. Изучение программы коррекционной работы и требований, предъявляемым к образовательным результатам обучающихся с нарушением слуха согласно АООП |
01.09.23 – 05.09.23 |
Расширение знаний в области коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением слуха в учреждении, реализующем АООП |
Использование полученных знаний при разработке рабочих программ по коррекционному курсу и планировании индивидуальных занятий |
Отчет в устной форме |
05.09.23 |
|
4.3. Ознакомление с документацией учителя-дефектолога и требованиями к ее оформлению |
01.09.23 – 05.09.23 |
Знакомство с основной рабочей документацией учителя-дефектолога, целью ее ведения, требованиями к оформлению документов для планирования и оптимизации собственной работы, а также для подготовки качественных отчетов администрации ОО |
Знание основных документов учителя-дефектолога, их предназначения, соблюдение единых требований к оформлению, правильное и грамотное ведение документации, сдача качественных отчетов администрации ОО |
Оформленная документация, рабочие отчеты для администрации ОО |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.4. Изучение учебно-методической литературы по коррекционно-развивающему обучению детей с нарушением слуха |
В течение учебного года |
Расширение знаний о психофизических особенностях обучающихся с нарушением слуха и организации коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей |
Знание о психофизических особенностях обучающихся с нарушением слуха и их учет при планировании индивидуальных занятий по коррекционному курсу |
Отчет в устной форме по запросу наставника, планирование и проведение занятий с применением полученных знаний
|
25.05.24 |
|
4.5. Ознакомление с методикой проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха |
05.09.23 – 15.09.23 и в течение года по запросу |
Посещение занятий наставника, индивидуальных консультаций, тренингов по методике проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи |
Корректное и правильное проведение обследования состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи, грамотное заполнение документации по результатам обследования |
Заполненная документация по результатам обследования, индивидуальные планы коррекционной работы |
15.09.23 |
|
4.6. Ознакомление с методикой проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» |
18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу |
Посещение занятий наставника, индивидуальных консультаций, тренингов, мастер-классов по методике проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» |
Знание методики проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу, соблюдение специальных требований при планировании, организации и проведении занятий |
Конспекты индивидуальных занятий, планирование и проведение занятий с применением полученных знаний |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.7. Ознакомление с современными сурдопедагогическими технологиями, методами и приемами формирования и развития речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха |
18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу |
Посещение занятий наставника, индивидуальных консультаций, тренингов, мастер-классов по использованию современных сурдопедагогических технологий, методов и приемов развития речевого слуха и произносительной стороны устной речи |
Знание и владение современными сурдопедагогическими технологиями, методами и приемами по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи |
Конспекты индивидуальных занятий, планирование и проведение занятий с применением полученных знаний |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.8. Участие в мастер-классе по применению средств фонетической ритмики в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха |
20.09.23 |
Ознакомление с понятием фонетической ритмики, ее значением и способами применения при развитии речевого слуха и произношения у обучающихся с нарушениями слуха; изучение и отработка движений фонетической ритмики |
Знание и применение средств фонетической ритмики при проведении индивидуальных занятий |
Факт соблюдения методики при проведении индивидуальных занятий по результатам наблюдения |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.9. Участие в мастер-классе по нотированию речевого материала в соответствии с правилами орфоэпии |
21.09.23 |
Ознакомление с основными правилами и нормами орфоэпии, упражнение в нотировании речевого материала с целью его адаптации для обучающихся с нарушением слуха |
Знание наставляемыми основных правил и норм орфоэпии, умение нотировать речевой материал с помощью диакретических надстрочных и подстрочных знаков |
Конспекты индивидуальных занятий, факт нотирования речевого материала при проведении индивидуальных занятий |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.10. Участие в мастер-классе по применению современных ИКТ на индивидуальных занятиях по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» |
22.09.23 |
Расширение знаний о современных ИКТ и способах их интеграции в коррекционно-развивающие индивидуальные занятия с обучающимися с нарушением слуха |
Знание современных ИКТ, грамотное их включение в структуру индивидуального занятия, умение самостоятельно создавать презентации (в том числе, интерактивные) |
Конспекты индивидуальных занятий, презентации, факт применения ИКТ на индивидуальных занятиях |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.11. Участие в мастер-классе по формам и методам взаимодействия с семьей ребенка с нарушением слуха, особенностям консультирования родителей по вопросам коррекционной работы |
25.09.23 |
Расширение знаний о различных формах взаимодействия с семьями детей с нарушениями слуха, особенностях консультирования и поддержки родителей для обеспечения тесного сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательных отношений |
Знание форм взаимодействия с семьей, умение грамотно и тактично оказывать консультативную помощь родителям обучающихся с нарушением слуха |
Участие в родительских собраниях, журнал индивидуальных консультаций |
В конце каждой четверти и 25.05.24 |
|
4.12. Приглашение наставника на индивидуальные занятия |
В течение года, не менее 2 раз в неделю |
Осуществление анализа и самоанализа проведенных занятий, отслеживание динамики формирования своих профессиональных компетентностей на основе заключения и рекомендаций наставника |
Повышение уровня сформированности своих профессиональных компетентностей, повышение уверенности в своих силах при работе в присутствии наставника |
Журнал посещения занятий |
25.05.24 |
|
4.13. Планирование мероприятий по внеурочной деятельности обучающихся с нарушением слуха совместно с наставником |
В течение года |
Повышение качества образовательной деятельности путем участия обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах; повышение своей компетентности в вопросах подготовки и сопровождения детей |
Повышение мотивации и уверенности в своих силах при работе с поддержкой наставника, улучшение качества подготовки обучающихся к выступлениям на концертах, праздниках, участие в мероприятиях различного уровня с занятием призовых мест |
Фото/видео с мероприятий, наградные документы |
25.05.24 |
|
4.14. Индивидуальные консультации с наставником по возникающим вопросам и затруднениям |
В течение учебного года |
Получение помощи и поддержки наставника в решении конкретных вопросов и возникновении затруднений при осуществлении коррекционной работы с обучающимися с нарушением слуха |
Повышение уверенности в своих силах, получение персонализированных рекомендаций от наставника в соответствии с конкретным запросом |
Журнал индивидуальных консультаций |
25.05.24 |
|
5. |
Участие в промежуточном контроле |
В конце каждой четверти |
Предоставление промежуточных отчетов по запросу наставника с целью отслеживания динамики формирования собственных профессиональных компетенций и корректировки планов наставничества при необходимости |
Выявлены сильные и слабые стороны в собственной профессиональной деятельности; внесены изменения в план работы в соответствии с актуальными потребностями |
Конспекты индивидуальных занятий, отчетная и рабочая документация, скорректированный план работы |
В конце каждой четверти |
6. |
Участие в итоговом контроле, отчет о деятельности наставляемого |
25.05.24 – 31.05.24 |
Анализ и рефлексия собственной деятельности в процессе наставничества, определение путей для профессионального роста и развития; получение рекомендаций от наставника по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности |
Систематизированы полученные знания и навыки, определены собственные профессиональные дефициты, составлен индивидуальный план дальнейшего саморазвития и профессионального роста |
Чек-лист профессиональных дефицитов, итоговый отчет наставляемого |
31.05.24 |
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
1. Ознакомление с нормативной документацией, регламентирующей наставническую деятельность.
2. Подбор и закрепление наставнических пар.
3. Заключение соглашения о наставничестве между наставником и наставляемыми.
4. Проведение диагностики профессиональных дефицитов учителей-дефектологов (сурдопедагогов), необходимых для разработки программы наставничества.
5. Разработка программы наставничества в соответствии с поступившим запросом от наставляемых и выявленного уровня сформированности профессиональных компетентностей по результатам диагностики.
6. Составление индивидуальных планов работы наставника и наставляемых, необходимых для реализации программы.
7. Проведение комплекса мероприятий и встреч в соответствии с индивидуальными планами по реализации программы наставничества.
8. Оценка эффективности реализации программы по результатам проведения итогового контроля, корректировка программы наставничества при необходимости.
9. Размещение программы наставничества и результатов ее реализации на сайте образовательной организации www.shkint6.ru в разделе «Наставничество».
10. Участие в краевом конкурсном движении «Формула наставничества».
Формой поощрения наставника является выдвижение его кандидатуры для участия в конкурсном движении по наставничеству, награждение грамотами и благодарственными письмами от администрации школы, публичная оценка положительных результатов работы наставника на педагогических советах и совещаниях, финансовое вознаграждение.
Формой поощрения наставляемых является публичная оценка наставником и администрацией школы положительных результатов их работы на педагогических советах и совещаниях, награждение благодарственными письмами, выдвижение кандидатуры наставляемых к участию в конкурсах профессионального мастерства.