+7 914 151 3129

+7 924 219 7911

Хабаровск 

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

 
учитель-дефектолог 10 (4) учитель-дефектолог 10 (3) учитель-дефектолог 10 (2) учитель-дефектолог 10 (1)

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА по форме «ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ»

(дефицит специальных профессиональных компетенций педагога, впервые приступающего к исполнению обязанностей учителя-дефектолога (сурдопедагога) вне зависимости от его профессионального опыта и возраста)

Для эффективной организации образовательной деятельности обучающихся с нарушением слуха, их успешной социализации и адаптации в обществе необходима высокая профессиональная компетентность учителей-дефектологов (сурдопедагогов). Начинающие специалисты могут столкнуться с различными вызовами в своей профессиональной деятельности, в связи с чем возникает необходимость формирования и развития у них специальных профессиональных навыков, обеспечения качественной поддержки     посредством наставнической деятельности.

Запрос: дефицит специальных профессиональных компетенций педагогов, впервые приступающих к исполнению обязанностей учителя-дефектолога (сурдопедагога), вне зависимости от их профессионального опыта и возраста.

Целью данной программы является повышение специальных профессиональных компетентностей начинающих учителей-дефектологов (сурдопедагогов), работающих с обучающимися с нарушением слуха и реализующих коррекционно-развивающий курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи», поддержка   их профессионального роста и адаптация к новой деятельности.

Задачи программы:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности начинающих учителей-дефектологов (сурдопедагогов) в области коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушением слуха в соответствии с требованиями Профессионального стандарта.

2. Обеспечить плавную адаптацию наставляемых к выполнению новых должностных обязанностей, создать условия для их профессионального роста.

3. Сформировать у начинающих учителей-дефектологов позитивный настрой на работу, уверенность в своих силах и стремление к постоянному профессиональному развитию.

4. Повысить качество образовательной деятельности обучающихся с нарушением слуха путем методической поддержки и сопровождения начинающих учителей-дефектологов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи, активизация устной коммуникации в ходе внеурочной деятельности (при подготовке слабослышащих и позднооглохших обучающихся к выступлениям на концертах, конкурсах, постановке спектаклей, участию в мероприятиях различного уровня и направленности).

5. Повысить рейтинг образовательной организации по результатам мониторинга достижения целевых показателей внедрения региональной целевой модели наставничества через участие наставника в конкурсном движении «Формула наставничества».

6. Оценить результаты реализации программы наставничества, её эффективность.

Этапы наставничества

Этап

Сроки

Деятельность

Подготовительный

14.08.23 – 18.08.23

  1. Подбор и закрепление наставнических пар.
  2. Ознакомление с нормативной документацией по наставничеству.
  3. Формирование запроса от наставляемых.
  4. Заключение соглашения о наставничестве.

Диагностический

21.08.23 – 25.08.23

1. Анализ поступившего запроса от наставляемых учителей-дефектологов и подбор диагностического инструментария для определения их профессиональных дефицитов.

2. Выявление дефицитов профессиональных компетенций учителей-дефектологов (сурдопедагогов), необходимых для разработки программы наставничества.

Проектировочный

28.08.23 – 31.08.23

1. Разработка программы наставничества в соответствии с поступившим запросом от наставляемых.

2. Составление индивидуальных планов работы наставника и наставляемых, планирование деятельности по повышению уровня профессиональной компетенции начинающих учителей-дефектологов по методике коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушением слуха.

3. Подбор необходимых техник наставничества.

Реализационный

01.09.23 – 25.05.24

1. Реализация программы наставничества.

2. Проведение системы мероприятий согласно индивидуальным планам наставника и наставляемых по повышению профессиональной компетентности учителей-дефектологов (сурдопедагогов).

Рефлексивно-оценочный

27.05.24 – 31.05.24

1. Диагностика уровня сформированности специальных профессиональных компетенций наставляемых учителей-дефектологов, определение степени их готовности к выполнению профессиональных задач.

2. Оценка эффективности реализации программы.

3. Выработка рекомендаций по дальнейшему профессиональному росту педагогов.

3. Корректировка программы наставничества (при необходимости).

4. Прогнозирование возможности участия в конкурсном движении по наставничеству.

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Обязанности наставника:

1. Использовать только утвержденную и действующую нормативную, информационно-аналитическую и учебно-методическую документацию, материалы и иные ресурсы, обеспечивающие реализацию персонализированной программы наставничества, разъяснять суть этих документов наставляемым.

2. Разрабатывать совместно с наставляемыми индивидуальный план реализации программы наставничества, повышения квалификации, формирования спецкомпетенций учителей-дефектологов.

3. Тщательно соблюдать все пункты плана реализации программы наставничества.

4. Проводить мастер-классы, тренинги, консультации для наставляемых по вопросам коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

5. Своевременно реагировать на запросы наставляемых, оказывать необходимую помощь в случае возникновении затруднений при выполнении профессиональных задач.

6. Контролировать наставляемых при ведении ими рабочей документации, подготовке отчетов.

7. Оценивать формируемые специальные профессиональные компетенции у наставляемых учителей-дефектологов.

8. Составлять отчет по окончанию программы наставничества об эффективности ее реализации.

9. Размещать информацию о реализации программы и ее результатах на сайте КГБОУ ШИ 6 и на портале «Навигатор наставничества».

10. Соблюдать нормы профессиональной этики.

Права наставника:

1. Выбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения наставляемых учителей-дефектологов.

2. Посещать индивидуальные занятия и внеклассные мероприятия, проводимые наставляемыми учителями-дефектологами.

3. Запрашивать от наставляемых учителей-дефектологов необходимую отчетную документацию.

4. Вносить обоснованные коррективы в планы работы наставника и наставляемых, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставляемыми.

5. Предлагать наставляемым участие в мероприятиях, конкурсах для учителей-дефектологов по повышению профессионального мастерства.

6. Вносить предложения администрации КГБОУ ШИ 6 о поощрении наставляемых за достижения в профессиональной деятельности, разработку авторских дидактических и методических пособий.

Обязанности наставляемых:

1. Осуществлять свою работу только в соответствии с утвержденной и действующей нормативной документацией КГБОУ ШИ 6, использовать ресурсы и материалы из достоверных источников.

2. Тщательно соблюдать все пункты плана реализации программы наставничества.

3. Неукоснительно исполнять запросы наставника.

4. Информировать наставника о ходе реализации программы и ее результатах (по запросу наставника).

5. Добросовестно и качественно вести рабочую документацию учителя-дефектолога, составлять отчеты, установленные программой наставничества.

6. Соблюдать нормы профессиональной этики.

Права наставляемых:

1. Консультироваться с наставником вне плана программы в случае возникновении затруднений при выполнении профессиональных задач.

         2. Вносить обоснованные коррективы в план работы наставляемого, а также в программу наставничества в целом, согласовав их с наставником.

         3. Выбирать наиболее эффективные приемы и средства освоения программы наставничества, согласовав их с наставником.

         4. Участвовать в конкурсном движении по наставничеству.

         5. Участвовать в мероприятиях, конкурсах для учителей-дефектологов по повышению профессионального мастерства.

 

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ НАСТАВНИЧЕСТВА И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

1. По завершению программы у наставляемых будут сформированы профессиональные компетентности учителя-дефектолога (сурдопедагога) согласно Профессиональному стандарту педагога-дефектолога, утвержденному приказом Минтруда РФ от 13.03.2023 № 136Н, по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию обучающихся с нарушениями слуха, оказанию психолого-педагогической помощи и поддержки всем участникам образовательных отношений. Чек-лист профессиональных компетентностей учителя-дефектолога (сурдопедагога) представлен в таблице 1.

Таблица 1. Чек—лист профессиональных компетентностей учителя-дефектолога (сурдопедагога)

№ п/п

Профессиональные компетентности учителя-дефектолога (сурдопедагога)

Владение наставляемым

(+/-)

1.

Знание клинико-психолого-педагогических особенностей слабослышащих, позднооглохших обучающихся разного возраста, обучающихся с кохлеарными имплантами, в том числе с комплексными нарушениями развития и их учет при организации образовательной деятельности

 

2.

Знание общих, специфических и индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха разных возрастных групп и их реализация в образовательной деятельности

 

3.

Знание медицинских и педагогических классификаций нарушений слуха

 

4.

Знание и выполнение требований к организации слухоречевой среды, способствующей достижению обучающимися с нарушениями слуха образовательных результатов и овладению устной речью

 

5.

Знание методики проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушениями слуха и ее грамотное применение

 

6.

Умение адаптировать стимульный, речевой, контрольно-оценочный материалы к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями слуха

 

7.

Умение составлять заключение по результатам сурдопедагогической диагностики обучающихся с нарушениями слуха

 

8.

Умение разрабатывать рабочую программу и календарно-тематический план по коррекционному курсу на основе результатов проведенной сурдопедагогической диагностики и определять условия их реализации для обучающихся с нарушениями слуха

 

9.

Знание и применение на индивидуальных занятиях сурдопедагогических технологий, методов и приемов формировании и развитии речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звуков, включая музыку, с учетом возраста, особых образовательных потребностей, уровня общего и слухоречевого развития, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушениями слуха

 

10.

Знание способов применения звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, FM-системы и ассистивного оборудования с учетом медицинских показаний и сурдопедагогических рекомендаций

 

11.

Умение организовывать взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями слуха с окружающими, в том числе со слышащими детьми и взрослыми

 

12.

Грамотное консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, слухопротезирования, использования звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, по вопросам выбора образовательного маршрута, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха

 

13.

Знание и соблюдение требований к ведению профессиональной документации и составлению отчетов учителя-дефектолога (сурдопедагога)

 

14.

Стремление к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации по вопросам содержания образования обучающихся с нарушениями слуха

 

15.

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики учителя-дефектолога (сурдопедагога)

 

2.  Создан благоприятный психологический климат в образовательной среде для начинающих учителей-дефектологов с целью их плавной адаптации к новым должностным обязанностям.

3. У наставляемых будет сформирован позитивный настрой на осуществление образовательной деятельности, уверенность в своих силах и стремление к постоянному профессиональному росту и развитию.

Анкета для диагностики адаптации начинающего учителя-дефектолога к профессиональной деятельности представлена в приложении № 1.

4. Улучшено качество образовательной деятельности обучающихся с нарушением слуха путем методической поддержки и сопровождения начинающих учителей-дефектологов при подготовке обучающихся к выступлениям на концертах, конкурсах, постановке спектаклей, участию в мероприятиях различного уровня и направленности.

5. Повышен рейтинг образовательной организации по результатам мониторинга достижения целевых показателей внедрения региональной целевой модели наставничества через участие наставника в конкурсном движении «Формула наставничества».

6. Проведен анализ результатов реализации программы наставничества и её эффективности.

7. Выработаны рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию наставляемых учителей-дефектологов.

 

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАРЫ «НАСТАВНИК – НАСТАВЛЯЕМЫЙ»

№ п/п

Мероприятие

Дата

Цель

Планируемый результат

Форма отчетности

Срок отчетности

1.

Заключение соглашения о наставничестве

18.08.23

Уточнение условий взаимодействия, прав и обязанностей наставника и наставляемого, построение доверительных отношений между сторонами на основе взаимных обязательств

Заключено соглашение между наставником и наставляемыми, определены условия взаимодействия, права и обязанности сторон

Соглашение о наставничестве

18.08.23

2.

Диагностика профессиональных дефицитов наставляемых учителей-дефектологов

21.08.23 – 25.08.23

Выявление конкретных дефицитов в знаниях и навыках наставляемых для определения их готовности к профессиональной деятельности

Определены дефициты профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, на основе которых будет составлен индивидуальный план взаимодействия

Чек-лист профессиональных дефицитов

25.08.23

3.

Составление планов работы наставника и наставляемых

28.08.23 – 31.08.23

Создание четкой структуры и последовательности действий для достижения поставленных цели и задач наставничества

Определены функции участников программы наставничества, полномочия,

мероприятия и сроки их реализации

Планы наставника и наставляемых

31.08.23

4.

Работа по реализации плана наставничества

В течение учебного года

Реализация программы наставничества

Повышение профессиональных компетентностей участников программы и качества образовательной деятельности в целом

Отчет в устной (промежуточный контроль) и письменной форме (итоговый контроль)

В конце каждой четверти и 25.05.24

 

4.1. Изучение должностной инструкции учителя-дефектолога, Профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (сурдопедагог)»

01.09.23 – 05.09.23

Знакомство с основными обязанностями, правами и требованиями, предъявляемыми к учителю-дефектологу (сурдопедагогу) в учреждении, реализующем АООП

Использование полученных знаний для улучшения качества образовательной деятельности

Отчет в устной форме

05.09.23

4.2. Изучение программы коррекционной работы и требований, предъявляемым к образовательным результатам обучающихся с нарушением слуха согласно АООП

01.09.23 – 05.09.23

Расширение знаний наставляемых в области коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением слуха в учреждении, реализующем АООП

Использование полученных знаний при разработке рабочих программ по коррекционному курсу и планировании индивидуальных занятий

Отчет в устной форме

05.09.23

4.3. Ознакомление с документацией учителя-дефектолога и требованиями к ее оформлению:

- Рабочими программами по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»;

- Календарно-тематическим планированием по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи;

- Графиком-расписанием индивидуальных занятий.

01.09.23 – 05.09.23 и в течение года по запросу наставляемых

Знакомство с основной  рабочей документацией учителя-дефектолога, целью ее ведения, требованиями к оформлению документов для планирования и оптимизации собственной работы, а также для подготовки качественных отчетов администрации ОО

Знание основных документов учителя-дефектолога, их предназначения, соблюдение единых требований к оформлению, правильное и грамотное ведение документации, сдача качественных отчетов администрации ОО

Оформленная документация, рабочие отчеты для администрации ОО

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.4. Изучение учебно-методической литературы по коррекционно-развивающему обучению детей с нарушением слуха:

- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Т.Г. Богданова. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 224 с.

- Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» / А. К. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-224 с.

- Королева И. В. Дети с нарушениями слуха [Электронный ресурс]: книга для родителей и педагогов/ И.В. Королева, П. А. Янн— Электрон, текстовые данные. - СПб.: КАРО, 2011.— 240 с.

- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб, пособие для студ. пед. высш. учеб, заведений / Л.П. Назарова. - М.: ВЛАДОС, 2001. -288 с.

- Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с.

В течение учебного года

Расширение знаний наставляемых о психофизических особенностях обучающихся с нарушением слуха и организации коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей

Знание клинико-психолого-педагогических особенностей обучающихся с нарушением слуха, в том числе с кохлеарными имплантами, их общих, специфических и индивидуальных особых образовательных потребностей, медицинских и педагогических классификаций нарушений слуха, требований к организации слухоречевой среды

Отчет в устной форме по запросу наставника; чек-лист по профессиональным компетенциям;

факт соблюдения требований и учета потребностей обучающихся при проведении индивидуальных занятий

25.05.24

4.5. Ознакомление с методикой проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха, диагностическим инструментарием, используемым при обследовании (посещение наставляемыми занятий наставника, индивидуальные консультации, тренинги)

05.09.23 – 15.09.23 и в течение года по запросу наставляемых

Расширение знаний в области методики проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи, изучение особенностей подбора стимульного и речевого материала, заполнения документации по результатам обследования

Корректное и правильное проведение наставляемыми обследования состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи, грамотное заполнение документации по результатам обследования, составление индивидуальных планов коррекционной работы для обучающихся

Заполненная документация по результатам обследования, индивидуальные планы коррекционной работы

15.09.23

4.6. Ознакомление с методикой проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (посещение наставляемыми занятий наставника, индивидуальные консультации, тренинги, мастер-классы)

18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу наставляемых

Расширение знаний в области методики проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи», обеспечивающих соблюдение требований, предъявляемым к образовательным результатам обучающихся с нарушением слуха согласно АООП

Знание методики проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу, соблюдение специальных требований при планировании, организации и проведении занятий

Конспекты индивидуальных занятий, факт соблюдения методики при проведении индивидуальных занятий по результатам наблюдения

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.7. Ознакомление с современными сурдопедагогическими технологиями, методами и приемами формирования и развития речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха (посещение наставляемыми занятий наставника, индивидуальные консультации, тренинги, мастер-классы)

18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу наставляемых

Расширение знаний в области современных сурдопедагогических технологий, методов и приемов, используемых учителем-дефектологов на индивидуальных занятиях при формировании и развитии речевого слуха и произносительной стороны устной речи; способов применения звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, FM-систем и ассистивного оборудования

Знание наставляемыми сурдопедагогических технологий, методов и приемов, используемых на индивидуальных занятиях; их грамотное применение в собственной работе; умение пользоваться звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования, FM-системами и ассистивного оборудования с учетом медицинских показаний и сурдопедагогических рекомендаций

Конспекты индивидуальных занятий, факт применения технологий при проведении индивидуальных занятий по результатам наблюдения

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.8. Мастер-класс по применению средств фонетической ритмики в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха

20.09.23

Ознакомление наставляемых с понятием фонетической ритмики, ее значением и способами применения при развитии речевого слуха и произношения у обучающихся с нарушениями слуха; изучение и отработка движений фонетической ритмики

Знание и применение педагогами средств фонетической ритмики при проведении индивидуальных занятий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы

Факт соблюдения методики при проведении индивидуальных занятий по результатам наблюдения

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.9. Мастер-класс по нотированию речевого материала в соответствии с правилами орфоэпии

21.09.23

Ознакомление наставляемых с основными правилами и нормами орфоэпии, упражнение в нотировании речевого материала с целью его адаптации для обучающихся с нарушением слуха

Знание наставляемыми основных правил и норм орфоэпии, умение нотировать речевой материал с помощью диакретических надстрочных и подстрочных знаков, использование этих навыков при планировании и проведении индивидуальных занятий

Конспекты индивидуальных занятий, факт нотирования речевого материала при проведении индивидуальных занятий по результатам наблюдения

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.10. Мастер-класс по применению современных ИКТ на индивидуальных занятиях по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

22.09.23

Расширение знаний наставляемых о современных ИКТ и способах их интеграции в коррекционно-развивающие индивидуальные занятия с обучающимися с нарушением слуха

Знание наставляемыми современных информационно-коммуникативных технологий, грамотное их включение в структуру индивидуального занятия, умение самостоятельно создавать презентации (в том числе, интерактивные) с учетом психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха

Конспекты индивидуальных занятий, презентации, факт применения ИКТ на индивидуальных занятиях по результатам наблюдения

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.11. Мастер-класс по формам и методам взаимодействия с семьей ребенка с нарушением слуха, особенностям консультирования родителей по вопросам коррекционной работы

25.09.23

Расширение знаний наставляемых о различных формах взаимодействия с семьями детей с нарушениями слуха, особенностях консультирования и поддержки родителей для обеспечения тесного сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательных отношений

Знание педагогов о формах взаимодействия с семьей, включая индивидуальные консультации, группы поддержки, тренинги и семинары, умение грамотно и тактично предоставить родителям информацию об особенностях развития ребенка с нарушением слуха, о методах и приемах, используемых в коррекционной работе, а также оказать помощь и поддержку при возникновении затруднений

Участие в родительских собраниях, журнал индивидуальных консультаций

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.12. Посещение наставником индивидуальных занятий наставляемых учителей-дефектологов

В течение года, не менее 2 раз в неделю

Осуществление контроля и оценки проводимых занятий, отслеживание динамики формирования профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, анализ и выработка рекомендаций по дальнейшей работе, поддержка и помощь при возникновении затруднений

Повышение уровня сформированности профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, улучшение качества образовательной деятельности, осуществляемой наставляемыми, повышение уверенности в своих силах при работе в присутствии наставника

Журнал посещения занятий

25.05.24

4.13. Планирование мероприятий по внеурочной деятельности обучающихся с нарушением слуха и оказание помощи в их подготовке

В течение года

Повышение мотивации наставляемых к участию с обучающимися в различных мероприятиях, их компетентности в вопросах подготовки и сопровождения детей

Повышение  мотивации и уверенности наставляемых в своих силах при работе с поддержкой наставника, улучшение качества подготовки обучающихся к выступлениям на концертах, праздниках, участие в мероприятиях различного уровня с занятием призовых мест

Фото/видео с мероприятий, наградные документы

25.05.24

4.14. Индивидуальные консультации по возникающим у наставляемых  вопросам    

В течение учебного года по запросу наставляемых

Обеспечение наставляемых необходимой поддержкой в решении конкретных вопросов и затруднений, способствующей их успешности, повышению мотивации и уверенности в своих силах

Создание благоприятных условий для формирования профессиональных компетентностей; высокий уровень мотивации и уверенности в своих силах у наставляемых; предоставление персонализированных рекомендаций в соответствии с конкретным запросом наставляемых

Журнал индивидуальных консультаций

25.05.24

5.

Промежуточный контроль

В конце каждой четверти

Промежуточная оценка и отслеживание динамики формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов, корректировка планов наставничества при необходимости

Выявлены сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности педагогов, внесены изменения в индивидуальные планы наставляемых в соответствии с их актуальными потребностями

Конспекты индивидуальных занятий, отчетная и рабочая документация, аналитическая справка, скорректированные планы наставляемых

В конце каждой четверти

6.

Итоговый контроль

25.05.24 – 31.05.24

Оценка эффективности реализации программы и оптимизация дальнейшего процесса наставничества

Определена степень достижения цели и задач программы наставничества, ее эффективность, удовлетворенность всех участников программы процессом ее реализации, внесены коррективы в программу, спрогнозирована возможность участия в конкурсном движении по наставничеству.

Аналитическая справка, чек-лист профессиональных дефицитов, отчет о результатах реализации программы наставничества

31.05.24

 

План работы наставника

№ п/п

Мероприятие

Дата

Цель

Планируемый результат

Форма отчетности

Срок отчетности

1.

Заключение соглашения о наставничестве

18.08.23

Уточнение условий взаимодействия, прав и обязанностей наставника и наставляемого, построение доверительных отношений между сторонами на основе взаимных обязательств

Заключено соглашение между наставником и наставляемыми, определены условия взаимодействия, права и обязанности сторон

Соглашение о наставничестве

18.08.23

2.

Диагностика профессиональных дефицитов наставляемых учителей-дефектологов

21.08.23 – 25.08.23

Выявление конкретных дефицитов в знаниях и навыках наставляемых для определения их готовности к профессиональной деятельности

Определены дефициты профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, на основе которых будет составлен индивидуальный план взаимодействия

Чек-лист профессиональных дефицитов

25.08.23

3.

Составление плана работы наставника

28.08.23 – 31.08.23

Создание четкой структуры и последовательности действий для достижения поставленных цели и задач наставничества

Определена последовательность

мероприятий и сроки их реализации

План работы наставника

31.08.23

4.

Работа по реализации плана наставничества

В течение учебного года

Реализация программы наставничества

Повышение профессиональных компетентностей участников программы и качества образовательной деятельности в целом

Аналитическая справка

В конце каждой четверти и 25.05.24

 

4.1. Ознакомление наставляемых с должностной инструкцией учителя-дефектолога, Профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог (сурдопедагог)»

01.09.23 – 05.09.23

Ознакомление с основными обязанностями, правами и требованиями, предъявляемыми к учителю-дефектологу (сурдопедагогу) в учреждении, реализующем АООП

Помощь наставляемым в самооценке и контроле своих профессиональных компетенций, а также в планировании повышения квалификации

Документы, информационные материалы

05.09.23

4.2. Ознакомление наставляемых с программой коррекционной работы и требованиями, предъявляемыми к образовательным результатам обучающихся с нарушением слуха согласно АООП

01.09.23 – 05.09.23

Расширение знаний наставляемых в области коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением слуха в учреждении, реализующем АООП

Помощь наставляемым в понимании подходов к разработке рабочих программ по коррекционному курсу и планированию индивидуальных занятий

АООП, программа коррекционной работы КГБОУ ШИ 6

05.09.23

4.3.Ознакомление наставляемых с документацией учителя-дефектолога и требованиями к ее оформлению

 

01.09.23 – 05.09.23 и в течение года по запросу наставляемых

Ознакомление с основной  рабочей документацией учителя-дефектолога, целью ее ведения, требованиями к оформлению документов для планирования и оптимизации собственной работы, а также для подготовки качественных отчетов администрации ОО

Знание наставляемыми основных документов учителя-дефектолога, соблюдение единых требований к оформлению, правильное и грамотное ведение документации, сдача качественных отчетов администрации ОО

Примеры документов, заполненных отчетов для администрации ОО

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.4. Рекомендации наставляемым по изучению учебно-методической литературы по коррекционно-развивающему обучению детей с нарушением слуха

05.09.23

Расширение знаний наставляемых о психофизических особенностях обучающихся с нарушением слуха и организации коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей

Расширение теоретической базы, повышение уровня компетентности специалистов, улучшение качества образовательной деятельности

Учебно-методическая литература/ссылки на информационные ресурсы

05.09.23

4.5. Ознакомление наставляемых с методикой проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха

05.09.23 – 15.09.23 и в течение года по запросу наставляемых

Показ занятий, индивидуальное консультирование, тренинги по проведению диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Корректное и правильное проведение наставляемыми обследования состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Образцы заполненной документации по результатам обследования, индивидуальные планы коррекционной работы

15.09.23

4.6. Ознакомление с методикой проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу наставляемых

Показ занятий, индивидуальное консультирование, тренинги, мастер-классы по методике проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

Знание наставляемыми методики проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу, соблюдение специальных требований при планировании, организации и проведении занятий

Конспекты индивидуальных занятий, журнал посещения занятий

29.09.23

4.7. Ознакомление с современными сурдопедагогическими технологиями, методами и приемами формирования и развития речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха

18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу наставляемых

Показ занятий, индивидуальное консультирование, тренинги,  мастер-классы по использованию современных сурдопедагогических технологий, методов и приемов, используемых учителем-дефектологом на индивидуальных занятиях

Знание наставляемыми сурдопедагогических технологий, методов и приемов, используемых на индивидуальных занятиях; их грамотное применение в собственной работе

Конспекты индивидуальных занятий, журнал посещения занятий

29.09.23

4.8. Проведение мастер-класса по применению средств фонетической ритмики в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха

20.09.23

Ознакомление наставляемых с понятием фонетической ритмики, ее значением и способами применения при развитии речевого слуха и произношения у обучающихся с нарушениями слуха; изучение и отработка движений фонетической ритмики

Знание и применение педагогами средств фонетической ритмики при проведении индивидуальных занятий с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы

Информационные материалы для наставляемых

20.09.23

4.9. Проведение мастер-класса по нотированию речевого материала в соответствии с правилами орфоэпии

21.09.23

Ознакомление наставляемых с основными правилами и нормами орфоэпии, упражнение в нотировании речевого материала с целью его адаптации для обучающихся с нарушением слуха

Знание наставляемыми основных правил и норм орфоэпии, умение нотировать речевой материал с помощью диакретических надстрочных и подстрочных знаков

Информационные материалы для наставляемых

21.09.23

4.10. Проведение мастер-класса по применению современных ИКТ на индивидуальных занятиях по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

22.09.23

Расширение знаний наставляемых о современных ИКТ и способах их интеграции в коррекционно-развивающие индивидуальные занятия с обучающимися с нарушением слуха

Грамотное включение ИКТ в структуру индивидуального занятия, умение самостоятельно создавать презентации к занятиям

Информационные материалы, интерактивные презентации

22.09.23

4.11. Проведение мастер-класса по формам и методам взаимодействия с семьей ребенка с нарушением слуха, особенностям консультирования родителей по вопросам коррекционной работы

25.09.23

Расширение знаний наставляемых о различных формах взаимодействия с семьями детей с нарушениями слуха, особенностях консультирования и поддержки родителей для обеспечения тесного сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательных отношений

Знание форм взаимодействия с семьей, умение грамотно и тактично оказывать консультативную помощь родителям обучающихся с нарушением слуха

Информационные материалы, буклеты для родителей

25.09.23

4.12. Посещение индивидуальных занятий наставляемых учителей-дефектологов

В течение года, не менее 2 раз в неделю

Осуществление контроля и оценки проводимых занятий, отслеживание динамики формирования профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, анализ и выработка рекомендаций по дальнейшей работе, поддержка и помощь при возникновении затруднений

Повышение уровня сформированности профессиональных компетентностей учителей-дефектологов, улучшение качества образовательной деятельности, осуществляемой наставляемыми, повышение уверенности в своих силах при работе в присутствии наставника

Журнал посещения занятий

25.05.24

4.13. Планирование мероприятий по внеурочной деятельности обучающихся с нарушением слуха и оказание помощи в их подготовке

В течение года

Повышение мотивации наставляемых к участию с обучающимися в различных мероприятиях, их компетентности в вопросах подготовки и сопровождения детей

Повышение  мотивации и уверенности наставляемых в своих силах при работе с поддержкой наставника, улучшение качества подготовки обучающихся к выступлениям на концертах, праздниках, участие в мероприятиях различного уровня с занятием призовых мест

План мероприятий, информационные материалы

25.05.24

4.14. Индивидуальные консультации по возникающим вопросам и затруднениям у наставляемых

В течение учебного года по запросу наставляемых

Обеспечение наставляемых необходимой поддержкой в решении конкретных вопросов и затруднений, способствующей их успешности, повышению мотивации и уверенности в своих силах

Создание благоприятных условий для формирования профессиональных компетентностей, повышения мотивации и уверенности в своих силах у наставляемых

Журнал индивидуальных консультаций

25.05.24

5.

Промежуточный контроль

В конце каждой четверти

Промежуточная оценка и отслеживание динамики формирования профессиональных компетенций учителей-дефектологов, корректировка планов наставничества при необходимости

Выявление сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности педагогов, внесение изменений в индивидуальные планы наставника и наставляемых

Аналитическая справка, скорректированные планы наставляемых

В конце каждой четверти

6.

Итоговый контроль, отчет о деятельности наставника

25.05.24 – 31.05.24

Оценка эффективности реализации программы и оптимизация дальнейшего процесса наставничества

Определена степень достижения цели и задач программы наставничества, ее эффективность, удовлетворенность всех участников программы процессом ее реализации, внесены коррективы в программу, спрогнозирована возможность участия в конкурсном движении по наставничеству.

Аналитическая справка, чек-лист профессиональных дефицитов, отчет о результатах реализации программы наставничества

31.05.24

 

План работы наставляемого

№ п/п

Мероприятие

Дата

Цель

Планируемый результат

Форма отчетности

Срок отчетности

1.

Заключение соглашения о наставничестве

18.08.23

Уточнение условий взаимодействия, прав и обязанностей наставника и наставляемого, построение доверительных отношений между сторонами на основе взаимных обязательств

Заключено соглашение между наставником и наставляемыми, определены условия взаимодействия, права и обязанности сторон

Соглашение о наставничестве

18.08.23

2.

Участие в диагностике профессиональных дефицитов

21.08.23 – 25.08.23

Выявление конкретных дефицитов в  знаниях и навыках для определения своей готовности к профессиональной деятельности

Определены дефициты профессиональных компетентностей

Чек-лист профессиональных дефицитов

25.08.23

3.

Составление плана работы наставляемого, согласованного с наставником

28.08.23 – 31.08.23

Создание четкой структуры и последовательности действий для достижения поставленных цели и задач наставничества

Определена последовательность

мероприятий наставничества и сроки их реализации

План работы наставляемого

31.08.23

4.

Работа по реализации плана наставничества

В течение учебного года

Реализация программы наставничества

Повышение профессиональных компетентностей

Отчет наставнику в устной (промежуточный контроль) и письменной форме (итоговый контроль)

В конце каждой четверти и 25.05.24

 

4.1. Изучение должностной инструкции учителя-дефектолога, Профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (сурдопедагог)»

01.09.23 – 05.09.23

Знакомство с основными обязанностями, правами и требованиями, предъявляемыми к учителю-дефектологу (сурдопедагогу) в учреждении, реализующем АООП

Использование полученных знаний для улучшения качества образовательной деятельности

Отчет в устной форме

05.09.23

4.2. Изучение программы коррекционной работы и требований, предъявляемым к образовательным результатам обучающихся с нарушением слуха согласно АООП

01.09.23 – 05.09.23

Расширение знаний в области коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением слуха в учреждении, реализующем АООП

Использование полученных знаний при разработке рабочих программ по коррекционному курсу и планировании индивидуальных занятий

Отчет в устной форме

05.09.23

4.3. Ознакомление с документацией учителя-дефектолога и требованиями к ее оформлению

01.09.23 – 05.09.23

Знакомство с основной  рабочей документацией учителя-дефектолога, целью ее ведения, требованиями к оформлению документов для планирования и оптимизации собственной работы, а также для подготовки качественных отчетов администрации ОО

Знание основных документов учителя-дефектолога, их предназначения, соблюдение единых требований к оформлению, правильное и грамотное ведение документации, сдача качественных отчетов администрации ОО

Оформленная документация, рабочие отчеты для администрации ОО

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.4. Изучение учебно-методической литературы по коррекционно-развивающему обучению детей с нарушением слуха

В течение учебного года

Расширение знаний о психофизических особенностях обучающихся с нарушением слуха и организации коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей

Знание о психофизических особенностях обучающихся с нарушением слуха и их учет при планировании индивидуальных занятий по коррекционному курсу

Отчет в устной форме по запросу наставника, планирование и проведение занятий с применением полученных знаний

 

25.05.24

4.5. Ознакомление с методикой проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха

05.09.23 – 15.09.23 и в течение года по запросу

Посещение занятий наставника, индивидуальных консультаций, тренингов по методике проведения диагностики состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Корректное и правильное проведение обследования состояния речевого слуха и произносительной стороны устной речи, грамотное заполнение документации по результатам обследования

Заполненная документация по результатам обследования, индивидуальные планы коррекционной работы

15.09.23

4.6. Ознакомление с методикой проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу

Посещение занятий наставника, индивидуальных консультаций, тренингов, мастер-классов по методике проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

Знание методики проведения индивидуальных занятий по коррекционному курсу, соблюдение специальных требований при планировании, организации и проведении занятий

Конспекты индивидуальных занятий, планирование и проведение занятий с применением полученных знаний

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.7. Ознакомление с современными сурдопедагогическими технологиями, методами и приемами формирования и развития речевого слуха и произносительной стороны устной речи обучающихся с нарушением слуха

18.09.23 – 29.09.23 и в течение года по запросу

Посещение занятий наставника, индивидуальных консультаций, тренингов, мастер-классов по использованию современных сурдопедагогических технологий, методов и приемов развития речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Знание и владение современными сурдопедагогическими технологиями, методами и приемами по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Конспекты индивидуальных занятий, планирование и проведение занятий с применением полученных знаний

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.8. Участие в мастер-классе по применению средств фонетической ритмики в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха

20.09.23

Ознакомление с понятием фонетической ритмики, ее значением и способами применения при развитии речевого слуха и произношения у обучающихся с нарушениями слуха; изучение и отработка движений фонетической ритмики

Знание и применение средств фонетической ритмики при проведении индивидуальных занятий

Факт соблюдения методики при проведении индивидуальных занятий по результатам наблюдения

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.9. Участие в мастер-классе по нотированию речевого материала в соответствии с правилами орфоэпии

21.09.23

Ознакомление с основными правилами и нормами орфоэпии, упражнение в нотировании речевого материала с целью его адаптации для обучающихся с нарушением слуха

Знание наставляемыми основных правил и норм орфоэпии, умение нотировать речевой материал с помощью диакретических надстрочных и подстрочных знаков

Конспекты индивидуальных занятий, факт нотирования речевого материала при проведении индивидуальных занятий

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.10. Участие в мастер-классе по применению современных ИКТ на индивидуальных занятиях по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

22.09.23

Расширение знаний о современных ИКТ и способах их интеграции в коррекционно-развивающие индивидуальные занятия с обучающимися с нарушением слуха

Знание современных ИКТ, грамотное их включение в структуру индивидуального занятия, умение самостоятельно создавать презентации (в том числе, интерактивные)

Конспекты индивидуальных занятий, презентации, факт применения ИКТ на индивидуальных занятиях

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.11. Участие в мастер-классе по формам и методам взаимодействия с семьей ребенка с нарушением слуха, особенностям консультирования родителей по вопросам коррекционной работы

25.09.23

Расширение знаний о различных формах взаимодействия с семьями детей с нарушениями слуха, особенностях консультирования и поддержки родителей для обеспечения тесного сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательных отношений

Знание форм взаимодействия с семьей, умение грамотно и тактично оказывать консультативную помощь родителям обучающихся с нарушением слуха

Участие в родительских собраниях, журнал индивидуальных консультаций

В конце каждой четверти и 25.05.24

4.12. Приглашение наставника на индивидуальные занятия

В течение года, не менее 2 раз в неделю

Осуществление анализа и самоанализа проведенных занятий, отслеживание динамики формирования своих профессиональных компетентностей на основе заключения и рекомендаций наставника

Повышение уровня сформированности своих профессиональных компетентностей, повышение уверенности в своих силах при работе в присутствии наставника

Журнал посещения занятий

25.05.24

4.13. Планирование мероприятий по внеурочной деятельности обучающихся с нарушением слуха совместно с наставником

В течение года

Повышение качества образовательной деятельности путем участия обучающихся в различных мероприятиях, конкурсах; повышение своей компетентности в вопросах подготовки и сопровождения детей

Повышение  мотивации и уверенности в своих силах при работе с поддержкой наставника, улучшение качества подготовки обучающихся к выступлениям на концертах, праздниках, участие в мероприятиях различного уровня с занятием призовых мест

Фото/видео с мероприятий, наградные документы

25.05.24

4.14. Индивидуальные консультации с наставником по возникающим вопросам и затруднениям

В течение учебного года

Получение помощи и  поддержки наставника в решении конкретных вопросов и возникновении затруднений при осуществлении коррекционной работы с обучающимися с нарушением слуха

Повышение уверенности в своих силах, получение персонализированных рекомендаций от наставника в соответствии с конкретным запросом

Журнал индивидуальных консультаций

25.05.24

5.

Участие в промежуточном контроле

В конце каждой четверти

Предоставление промежуточных отчетов по запросу наставника с целью отслеживания динамики формирования собственных профессиональных компетенций и корректировки планов наставничества при необходимости

Выявлены сильные и слабые стороны в собственной профессиональной деятельности; внесены изменения в план работы в соответствии с актуальными потребностями

Конспекты индивидуальных занятий, отчетная и рабочая документация, скорректированный план работы

В конце каждой четверти

6.

Участие в итоговом контроле, отчет о деятельности наставляемого

25.05.24 – 31.05.24

Анализ и рефлексия собственной деятельности в процессе наставничества, определение путей для профессионального роста и развития; получение рекомендаций от наставника по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности

Систематизированы полученные знания и навыки, определены собственные профессиональные дефициты, составлен индивидуальный план дальнейшего саморазвития и профессионального роста

Чек-лист профессиональных дефицитов, итоговый отчет наставляемого

31.05.24

 

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

         1. Ознакомление с нормативной документацией, регламентирующей наставническую деятельность.

         2. Подбор и закрепление наставнических пар.

         3. Заключение соглашения о наставничестве между наставником и наставляемыми.

         4. Проведение диагностики профессиональных дефицитов учителей-дефектологов (сурдопедагогов), необходимых для разработки программы наставничества.

         5. Разработка программы наставничества в соответствии с поступившим запросом от наставляемых и выявленного уровня сформированности профессиональных компетентностей по результатам диагностики.

         6. Составление индивидуальных планов работы наставника и наставляемых, необходимых для реализации программы.

         7. Проведение комплекса мероприятий и встреч в соответствии с индивидуальными планами по реализации программы наставничества.

         8. Оценка эффективности реализации программы по результатам проведения итогового контроля, корректировка программы наставничества при необходимости.

         9. Размещение программы наставничества и результатов ее реализации на сайте образовательной организации www.shkint6.ru в разделе «Наставничество».

         10. Участие в краевом конкурсном движении «Формула наставничества».

         Формой поощрения наставника является выдвижение его кандидатуры для участия в конкурсном движении по наставничеству, награждение грамотами и благодарственными письмами от администрации школы, публичная оценка положительных результатов работы наставника на педагогических советах и совещаниях, финансовое вознаграждение.

         Формой поощрения наставляемых является публичная оценка наставником и администрацией школы положительных результатов их работы на педагогических советах и совещаниях, награждение благодарственными письмами, выдвижение кандидатуры наставляемых к участию в конкурсах профессионального мастерства.

Карпова Александра Сергеевна,
учитель-дефектолог КГБОУ «Школа-интернат № 6» 
г. Хабаровск

 

Комментарии
Дарья
Спасибо, очень полезный материал!