+7 914 151 3129

+7 924 219 7911

Хабаровск 

Использование приёмов  мнемотехники и эйдетики для повышения эффективности успешного обучения детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Тема: «Использование приёмов  мнемотехники и эйдетики для повышения эффективности успешного обучения детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья».

 

В нашем учреждении КГБОУ «Школа-интернат 3»,  реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), первого и второго варианта. Преобладает значительная часть обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР). Нозологическая группа обучающихся с ТМНР чрезвычайно неоднородна по своему составу Это полиморфная группа по своим сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям.  развития.  Но их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения.

 У обучающихся   низкий уровень развития восприятия. Недостаточно сформированы пространственные представления. Внимание неустойчивое, рассеянное. Память ограничена в объеме,  снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Наблюдаются нарушения речевых функций. Работоспособность низкая.

Такие  тяжёлые физические и психические нарушения развития разной степени ограничивают доступность получения образования и затрудняют получение основ знаний об окружающем мире, приобретение навыков самообслуживания, получение трудовых навыков.

Поэтому, перед  педагогами стоит основная задача: создание такого образовательного пространства, где обучающиеся будут находиться, взаимодействовать, развиваться и обучаться  в комфортной атмосфере, ситуации успеха. Это  позволит повысить интеллектуальный и социальный потенциал каждого ребенка.

При организации коррекционно-развивающей  работы с  обучающимися педагоги нашей школы  используют   творческие методики и  технологии, которые способствуют успешному процессу обучения.

Использование приемов  мнемотехники и эйдетики при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют обеспечить эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 

При использовании этих методик решаются следующие задачи: развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развитие  у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти. Развитие связной речи.

Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемоника (греч. — искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти.

Эйдетика – «Эйдес» (в переводе с греческого – это образ). Эйдетика – это особая память через зрительные образы. Она позволяет придумывать,  запоминать и воспроизводить тексты.  Таким образом, мнемотехника фокусируется на процессе запоминания, а эйдетика — на использовании образов для запоминания информации.

Комплексное использование этих методик позволило нам качественно повысить уровень усвоения учебного материала.

Методика использования:

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

  • кодирование в образы, – знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
  • запоминание, соединение двух образов;
  • запоминание последовательности;
  • закрепление в памяти;

Мы разбили работу на уровни усвоения, от простого к сложному. Начинается работа с первого уровня усвоения простейших мнемоквадратов.   Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово. Необходимо давать цветные мнемоквадраты, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, море – синее, ёлка – зелёная. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве (словосочетание, предложение), что очень важно на первых порах обучения ребёнка.  Позже переходим к поэтапному кодированию небольших текстов, стихотворений, сказок с постепенным усложнением, используя мнемотаблицы.

Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит определенную информацию.

Мнемотаблицы используют для: заучивания стихов, загадок, пословиц;  Пересказа текстов. Составления описательных рассказов. Для заучивания чистоговорок и скороговорок по автоматизации звуков. Также мы используем для визуального расписания и алгоритма действий ребенка.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.

Этапы работы с мнемотаблицами

  1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
  2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. После перекодирования используем следующие виды работы: пересказываем текст с опорой на символы, читающий ребенок – читает. Неговорящий ребенок при чтении педагога показывает указательным жестом на картинку, по просьбе педагога, (отрабатываем метод запоминания, доступными для ребенка средствами).
  4. Самостоятельное воспроизведение таблицы.

Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая мнемотаблица с информацией, то в последующем, ребёнок может сам с помощью пиктограмм, символов составить таблицу. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Помощь педагога оказывается дифференцированно, в зависимости от уровня развития ребенка.

Состав  мнемотаблиц и размер ячеек делают различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития и индивидуальных возможностей.

Таким образом, использование методов мнемотехник и эйдетики :

  • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
  • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
  • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  • развивает творческое познание детей.

Цветные мнемотаблицы

таблица2

таблица1

image033 image035

image037 image039 image041

 

 

Анисимова Наталья Валерьевна
КГБОУ Школа- интернат №3 г. Хабаровск
учитель

 

Тулинова Екатерина Валерьевна
КГБОУ Школа- интернат №3 г. Хабаровск
учитель-дефектолог
Комментарии

Комментариев пока нет