Аннотация
Целью данной статьи является представление опыта организации детского городского оздоровительного лагеря для детей с расстройством аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития на базе образовательного учреждения.
Вывод - посещение детского городского оздоровительного лагеря играет значительную роль в социальном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: социальное развитие, детский городской оздоровительный лагерь, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем учреждении КГБОУ «Школа-интернат 3» города Хабаровска реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) обучающихся с нарушением интеллекта первого и второго варианта. Преобладает значительная часть обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Это полиморфная группа по своим сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Такие тяжёлые физические и психические нарушения развития разной степени, ограничивают доступность получения образования и затрудняют получение основ знаний об окружающем мире, приобретение навыков самообслуживания, получение трудовых навыков. Нозологическая группа обучающихся с ТМНР чрезвычайно неоднородна по своему составу. Но их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения развития. У них страдает интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Они испытывают значительные трудности в быту, в общении и социальном взаимодействии с другими людьми. Такие нарушения развития приводят к выпадению детей и подростков из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития.
Для обучающихся, имеющих тяжёлые нарушения развития, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс.
Успешность социального развития может быть достигнута только при соблюдении ряда условий: ранняя коррекционная помощь, благоприятная семейная обстановка, тесная взаимосвязь педагогов и специалистов сопровождения с семьёй; применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям обучающегося.
Семья для человека — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, развития. Роль семьи для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья очень значительная. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.
Семья, воспитывающая ребёнка с нарушениями развития, часто оказывается в изоляции от общества. Нарушаются дружеские связи. Нередко родители теряют работу, не имеют возможности отдохнуть от бытовых забот, связанных с уходом за ребёнком. Родители особых детей, особенно мамы, живут в ситуации хронического стресса, в ряде случаев с глубоким чувством вины и чувством ущербности своей семьи. Без поддержки окружающих, с ощущением неопределённости будущего. Часто в состоянии постоянной усталости и депрессии. Как правило, они обречены на профессиональную и социальную депривацию. В летний каникулярный период семьям, воспитывающим особенных детей, приходится очень тяжело.
Во время учебного года обучающиеся посещают школу, где для них созданы необходимые условия для обучения, развития и социализации. Так же на базе учреждения успешно функционирует краевой центр помощи детям с расстройством аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития (КЦПД РАС ТМНР) «Северный», который посещают дети дошкольного возраста, среди которых будущие первоклассники.
В летний период организация досуга детей встаёт очень остро, так как на территории Хабаровского края недостаточное количество специализированных оздоровительных детских лагерей. Число нуждающихся детей с ОВЗ (дошкольники, посещающие Центр ТМНР) и обучающиеся в нашем Учреждении неуклонно растет. В связи с этим на базе нашего Учреждения, в условиях детского городского оздоровительного лагеря были организованы мини группы и отряды для детей с ТМНР. Разработана комплексная воспитательная программа «Хабаровчата». Авторами программы является коллектив Школы-интерната №3 города Хабаровска: Анисимова Наталья Валерьевна, Батина Татьяна Геннадьевна, Зенова Наталья Викторовна, Коваль Юлия Васильевна, Куренная Виктория Михайловна, Тулинова Екатерина Валерьевна.
Программа «Хабаровчата » рассчитана на возраст участников с ОВЗ от 7 до 17 лет: с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА вариант 6.1 – 6.4), нарушением интеллекта, РАС вариант 8.1 – 8.4, с синдромом Дауна, ТМНР; в том числе: дети инвалиды, дети из социально-не благополучных семей, дети из приемных семей, дети из многодетных семей.
Программа предусматривала организацию летнего отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях лагеря с дневным пребыванием. Основная идея программы заключается в постепенной интеграции детей, не посещающих детские коллективы в мини группы с дальнейшим поэтапным вхождением в детские отряды летнего лагеря.
У детей постепенно формировались коммуникативные навыки, минимизировался дискомфорт пребывания в коллективе, они включались в разнообразные виды деятельности.
Программа универсальна, она использовалась для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Дети принимали участие в различных видах деятельности:
Игровая модель смены – это модель, в основании которой лежала игра, через которую дети познавали важнейшие социальные формы поведения, перенося свои жизненные наблюдения в игру, а игровые – в жизнь. Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работал по следующим модулям:
Дети приняли участие в очень интересных мероприятиях:
Рис. 1 Экскурсия в краевой музей имени Н.И. Гродекова.
Рис. 2 Товарищеский матч по футболу
Рис. 3 На фабрике мороженого «У Зайца»
Летний лагерь – это уникальная среда, дающая возможность получить опыт социализации. Процесс взаимодействия с ровесниками и взрослыми в условиях лагеря способствует развитию социальных навыков у детей с ОВЗ. Участие в командных играх, поисковых квестах и творческих мастерских позволяет детям учиться работать в команде, общаться, выражать свои мысли и эмоции, а также принимать и уважать мнения других. Эти навыки являются необходимыми для успешной интеграции в общество.
Программа «Хабаровчата» предполагает участие волонтеров и специалистов, которые демонстрируют позитивные модели поведения. Дети с ОВЗ могут наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют друг с другом, решают конфликты, сотрудничают в групповом процессе. Опыт общения с разными людьми, включая детей с нормотипичным развитием, помогает формировать представления о социальных нормах и ценностях.
Наш педагогический коллектив школы справился с поставленными целями задачами. Много положительных отзывов от родителей, которые участвовали в жизни лагеря, помогали с выездами, мероприятиями. Но самое главное - это дети, которые с удовольствием приходили в лагерь не хотели его покидать.
Таким образом, посещение детского городского оздоровительного лагеря играет значительную роль в социальном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Через инклюзивную среду, развитие социальных навыков, эмоциональную поддержку и примеры положительного поведения, такие лагеря способствуют улучшению качества жизни детей и их успешной интеграции в общество. Этот опыт является не только возможностью для отдыха и развлечений, но и важным этапом в процессе социальной адаптации и развития личности.
Библиографический список
Комментариев пока нет