+7 914 151 3129

+7 924 219 7911

Хабаровск 

Музыка не по старинке. Как школа искусств работала online во время самоизоляции

Музыка не по старинке. Как школа искусств работала online во время самоизоляции

Тот, кто учился в «музыкалке», знает, что это очень тонкий и кропотливый процесс, основанный на личном контакте ученика и преподавателя. А теперь представьте, что дети вынуждены учиться музыке онлайн! Именно в таком формате проходило обучение целую четверть. Насколько за это время усложнилась жизнь учеников и учителей музыки и изобразительного искусства мы выясняли на примере Детской школы искусств №7 Хабаровска.

Музыка нас связала

В школе искусств, помимо художественного, есть большое музыкальное отделение: секции фортепиано, скрипки, народных инструментов, вокально-хоровая и оркестрово-духовая студии. С апреля 2020 года, когда в связи с пандемией была объявлена самоизоляция, переход на «удаленку» стал обязательным для всех, в том числе и для образовательных учреждений. Но если с обычной школой все более или менее было понятно: есть стол, компьютер, Интернет – «учись не хочу!», то с обучением музыке всё оказалось не так просто, ведь ученики-инструменталисты занимаются специальностью с педагогом индивидуально. Кроме того, они посещают групповые занятия – уроки сольфеджио, музыкальной литературы, хорового пения, игры в ансамбле. Теперь же на целых два месяца и индивидуальные, и групповые занятия перешли в онлайн-формат.
«Мы, как и все коллеги, не имели подобного опыта, методик проведения удалённых уроков игры на музыкальных инструментах просто не существовало в природе, – говорит директор школы Светлана Аркадьевна Кикоть. – Но в сложившейся ситуации никуда не денешься, учиться надо. За 30 лет моего руководства школой подобное произошло впервые, необходимо было быстро адаптироваться, принимая новые правила». 
Обычные занятия по фортепиано проходят так: в классе ученик показывает педагогу выученное дома задание и затем идёт детальная совместная работа над техникой и выразительностью исполнения. В новых условиях всё то же самое приходилось проделывать онлайн. Ученики выполняли домашние задания, записывали своё исполнение на видео и отправляли педагогу по электронной почте или в WhatsApp. В ответном сообщении преподаватель подробно расписывал свои замечания и рекомендации – прямо как раньше в музыкальном дневнике. Казалось бы, всё просто, понятно и вполне выполнимо. Но…
Существовала одна главная и непреодолимая сложность, которая состояла в отсутствии телесного контакта. И с этим в равной степени столкнулись и педагоги-музыканты, и педагоги-художники. «Как правильно поставить руку, извлечь звук, взять карандаш, кисточку, смешать краски – это и многое другое нужно объяснять лично, тактильно, формировать у ученика навык мышечных и осязательных ощущений, – объясняет Светлана Аркадьевна. – Были и другие сложности: при проверке выполненного домашнего задания приходилось долго переписываться, отправлять замечания по нескольку раз, добиваясь от ученика полного понимания того, что требуется сделать. Одна из проблем состояла в том, что далеко не в каждой семье имелись необходимые технические возможности, поэтому, например, на уроках сольфеджио выйти на связь одновременно могли не все ученики. К сожалению, компьютеры были не во всех семьях».

 

О настоящем удовольствии…


Известно, что через видео, в зависимости от скорости Интернета, звук искажается, педагогу было очень непросто показать ученику, как правильно выполнить какой-либо приём исполнения, рисования или дыхания в занятиях вокалом. «Важно удержать внимание, интерес ребенка, воспитывать понимание требований педагога, добиваться их исполнения, то есть научить учиться. А сделать это при онлайн-обучении гораздо сложнее, чем на обычном уроке. Детям очень важна атмосфера передачи знаний, эмоциональный контакт с учителем. Конечно, этого всего не хватало».
Онлайн-уроки ещё раз убедили в незаменимости занятий в прямом индивидуальном контакте «учитель- ученик». Тем не менее, главное произошло: онлайн-уроки позволили не прерывать процесс обучения. А вернувшись к обычным урокам ещё раз убедиться, что заниматься «вживую»  – это настоящее удовольствие и для педагогов, и для учеников, особенно, когда в школе созданы все условия для качественного обучения: сделан ремонт, закуплено новое оборудование для полноценных занятий музыкой и изобразительным искусством.

 

Отцы и дети


По словам Светланы Аркадьевны, информацию о переходе на онлайн-обучение все преподаватели школы восприняли спокойно: «Никакой растерянности и тем более паники не было. Все педагоги, включая тех, кто был не очень хорошо знаком с интернет-технологиями, включились в поиски дополнительных возможностей. Оказалось, что и WhatsApp, и Telegram в мобильном телефоне – тоже отличный вариант, так что онлайн-занятия проводили все без исключения преподаватели, – говорит Светлана Аркадьевна. – Кроме того любой преподаватель при необходимости мог обратиться за квалифицированной помощью к нашему системному администратору».
Помимо звуковых проблем, преподаватели сталкивались и с организационными, особенно это касалось занятий с младшими детьми, которые находились в периоде адаптации, только начали осваивать первые навыки, привыкать к педагогам, а тут их отправляют домой. «Конечно, труднее всего пришлось родителям: им потребовалось немало времени и усилий, чтобы организовать ребёнку онлайн-занятие музыкой или рисованием, а ведь были и онлайн-уроки в обычной школе, а у самих родителей – работа, которую нужно было выполнять также дистанционно, – говорит директор. – Всё это требовалось совместить в каком-то разумном графике, организовать занятие – подключить, записать, отправить видеозапись, и всё это сделать качественно. Младшие ученики с такими задачами справиться самостоятельно ещё не могли, поэтому мы очень признательны и благодарны всем родителям наших учеников за помощь и заинтересованность. По сути, мы теперь стали настоящими единомышленниками». 
Светлана Аркадьевна отмечает и ещё несколько несомненных плюсов таких занятий: у детей развиваются навыки самоорганизации и ответственности – нужно и самому позаниматься, и дать возможность другим членам семьи выполнить свои задачи, и просто побыть в тишине, отдохнуть. 

 

Праздники на «стоп»


И, конечно, правила самоизоляции потребовали отказа от всех общешкольных событий, и в первую очередь, от концертов, а ведь это главная составляющая жизни школы искусств! «Музыка, рисование, живопись – это искусства, требующие слушателя, зрителя, требующее сцены, – говорит Светлана Аркадьевна. – Когда ребенок попадает на сцену, он может раскрыться совершенно неожиданно, даже если он, казалось бы, и не подавал больших надежд. Открываются какие-то внутренние резервы».
«Под нож» попало множество событий – концерты ко дню рождения школы, чествование лучших учеников, новогодние утренники, участие в городских концертах и многое другое. А ведь музыкальная школа этим и живет. По признанию самих маленьких артистов, сцены им очень не хватало. За это время все соскучились по сцене, почувствовали, как это важно.

Пока музыканты еще не вошли в обычный ритм – все массовые мероприятия попадают под ограничения по 50% заполняемости залов, концертов сейчас проводится не много. «Однако сказать, что время, проведенное на «удалёнке», выпало из процесса обучения, нельзя. Хотя оно и добавило сложностей и детям, и нам, в то же время показало, что безвыходных ситуаций не бывает. Занятия онлайн – это, несомненно, лучше, чем вынужденные каникулы длиною в пару месяцев. Самоизоляция научила нас организованности, особой дисциплине и выдержке, а также умению находить выходы из любой ситуации. Мы очень рады возможности с 1 сентября вернуться к очному обучению», – резюмирует Светлана Аркадьевна. 

Материал подготовила Алла Шпарейчук

 

Комментарии

Комментариев пока нет