+7 914 151 3129
+7 924 219 7911
Хабаровск
Тот, кто учился в «музыкалке», знает, что это очень тонкий и кропотливый процесс, основанный на личном контакте ученика и преподавателя. А теперь представьте, что дети вынуждены учиться музыке онлайн! Именно в таком формате проходило обучение целую четверть. Насколько за это время усложнилась жизнь учеников и учителей музыки и изобразительного искусства мы выясняли на примере Детской школы искусств №7 Хабаровска.
Музыка нас связала
В школе искусств, помимо художественного, есть большое музыкальное отделение: секции фортепиано, скрипки, народных инструментов, вокально-хоровая и оркестрово-духовая студии. С апреля 2020 года, когда в связи с пандемией была объявлена самоизоляция, переход на «удаленку» стал обязательным для всех, в том числе и для образовательных учреждений. Но если с обычной школой все более или менее было понятно: есть стол, компьютер, Интернет – «учись не хочу!», то с обучением музыке всё оказалось не так просто, ведь ученики-инструменталисты занимаются специальностью с педагогом индивидуально. Кроме того, они посещают групповые занятия – уроки сольфеджио, музыкальной литературы, хорового пения, игры в ансамбле. Теперь же на целых два месяца и индивидуальные, и групповые занятия перешли в онлайн-формат.
«Мы, как и все коллеги, не имели подобного опыта, методик проведения удалённых уроков игры на музыкальных инструментах просто не существовало в природе, – говорит директор школы Светлана Аркадьевна Кикоть. – Но в сложившейся ситуации никуда не денешься, учиться надо. За 30 лет моего руководства школой подобное произошло впервые, необходимо было быстро адаптироваться, принимая новые правила».
Обычные занятия по фортепиано проходят так: в классе ученик показывает педагогу выученное дома задание и затем идёт детальная совместная работа над техникой и выразительностью исполнения. В новых условиях всё то же самое приходилось проделывать онлайн. Ученики выполняли домашние задания, записывали своё исполнение на видео и отправляли педагогу по электронной почте или в WhatsApp. В ответном сообщении преподаватель подробно расписывал свои замечания и рекомендации – прямо как раньше в музыкальном дневнике. Казалось бы, всё просто, понятно и вполне выполнимо. Но…
Существовала одна главная и непреодолимая сложность, которая состояла в отсутствии телесного контакта. И с этим в равной степени столкнулись и педагоги-музыканты, и педагоги-художники. «Как правильно поставить руку, извлечь звук, взять карандаш, кисточку, смешать краски – это и многое другое нужно объяснять лично, тактильно, формировать у ученика навык мышечных и осязательных ощущений, – объясняет Светлана Аркадьевна. – Были и другие сложности: при проверке выполненного домашнего задания приходилось долго переписываться, отправлять замечания по нескольку раз, добиваясь от ученика полного понимания того, что требуется сделать. Одна из проблем состояла в том, что далеко не в каждой семье имелись необходимые технические возможности, поэтому, например, на уроках сольфеджио выйти на связь одновременно могли не все ученики. К сожалению, компьютеры были не во всех семьях».
О настоящем удовольствии…
Известно, что через видео, в зависимости от скорости Интернета, звук искажается, педагогу было очень непросто показать ученику, как правильно выполнить какой-либо приём исполнения, рисования или дыхания в занятиях вокалом. «Важно удержать внимание, интерес ребенка, воспитывать понимание требований педагога, добиваться их исполнения, то есть научить учиться. А сделать это при онлайн-обучении гораздо сложнее, чем на обычном уроке. Детям очень важна атмосфера передачи знаний, эмоциональный контакт с учителем. Конечно, этого всего не хватало».
Онлайн-уроки ещё раз убедили в незаменимости занятий в прямом индивидуальном контакте «учитель- ученик». Тем не менее, главное произошло: онлайн-уроки позволили не прерывать процесс обучения. А вернувшись к обычным урокам ещё раз убедиться, что заниматься «вживую» – это настоящее удовольствие и для педагогов, и для учеников, особенно, когда в школе созданы все условия для качественного обучения: сделан ремонт, закуплено новое оборудование для полноценных занятий музыкой и изобразительным искусством.
Отцы и дети
По словам Светланы Аркадьевны, информацию о переходе на онлайн-обучение все преподаватели школы восприняли спокойно: «Никакой растерянности и тем более паники не было. Все педагоги, включая тех, кто был не очень хорошо знаком с интернет-технологиями, включились в поиски дополнительных возможностей. Оказалось, что и WhatsApp, и Telegram в мобильном телефоне – тоже отличный вариант, так что онлайн-занятия проводили все без исключения преподаватели, – говорит Светлана Аркадьевна. – Кроме того любой преподаватель при необходимости мог обратиться за квалифицированной помощью к нашему системному администратору».
Помимо звуковых проблем, преподаватели сталкивались и с организационными, особенно это касалось занятий с младшими детьми, которые находились в периоде адаптации, только начали осваивать первые навыки, привыкать к педагогам, а тут их отправляют домой. «Конечно, труднее всего пришлось родителям: им потребовалось немало времени и усилий, чтобы организовать ребёнку онлайн-занятие музыкой или рисованием, а ведь были и онлайн-уроки в обычной школе, а у самих родителей – работа, которую нужно было выполнять также дистанционно, – говорит директор. – Всё это требовалось совместить в каком-то разумном графике, организовать занятие – подключить, записать, отправить видеозапись, и всё это сделать качественно. Младшие ученики с такими задачами справиться самостоятельно ещё не могли, поэтому мы очень признательны и благодарны всем родителям наших учеников за помощь и заинтересованность. По сути, мы теперь стали настоящими единомышленниками».
Светлана Аркадьевна отмечает и ещё несколько несомненных плюсов таких занятий: у детей развиваются навыки самоорганизации и ответственности – нужно и самому позаниматься, и дать возможность другим членам семьи выполнить свои задачи, и просто побыть в тишине, отдохнуть.
Праздники на «стоп»
И, конечно, правила самоизоляции потребовали отказа от всех общешкольных событий, и в первую очередь, от концертов, а ведь это главная составляющая жизни школы искусств! «Музыка, рисование, живопись – это искусства, требующие слушателя, зрителя, требующее сцены, – говорит Светлана Аркадьевна. – Когда ребенок попадает на сцену, он может раскрыться совершенно неожиданно, даже если он, казалось бы, и не подавал больших надежд. Открываются какие-то внутренние резервы».
«Под нож» попало множество событий – концерты ко дню рождения школы, чествование лучших учеников, новогодние утренники, участие в городских концертах и многое другое. А ведь музыкальная школа этим и живет. По признанию самих маленьких артистов, сцены им очень не хватало. За это время все соскучились по сцене, почувствовали, как это важно.
Пока музыканты еще не вошли в обычный ритм – все массовые мероприятия попадают под ограничения по 50% заполняемости залов, концертов сейчас проводится не много. «Однако сказать, что время, проведенное на «удалёнке», выпало из процесса обучения, нельзя. Хотя оно и добавило сложностей и детям, и нам, в то же время показало, что безвыходных ситуаций не бывает. Занятия онлайн – это, несомненно, лучше, чем вынужденные каникулы длиною в пару месяцев. Самоизоляция научила нас организованности, особой дисциплине и выдержке, а также умению находить выходы из любой ситуации. Мы очень рады возможности с 1 сентября вернуться к очному обучению», – резюмирует Светлана Аркадьевна.
Материал подготовила Алла Шпарейчук
Комментариев пока нет