+7 914 151 3129

+7 924 219 7911

Хабаровск 

Танец красок на воде.

Танец красок на воде.

Об «Эбру» — рисунке на воде можно долго рассказывать, много можно 
прочитать, и всё равно остаётся много тайн и волшебства. Это действительно 
фантастическая техника изобразительного искусства. Ведь с её помощью 
даже человек, не умеющий рисовать, сможет создать красивый образ.
История возникновения техники рисования «Эбру» окутана тайнами. 
Время её появления неизвестно. Самая старинная из найденных картин в 
этой технике датируется XI веком. Но, так как найденная картина выполнена 
с высоким мастерством, искусствоведы говорят о значительно раннем 
зарождении искусства «Эбру». А значит, рисование на воде существует уже 
довольно длительное время.

 

IMG_20230209_113301 IMG_20230209_113256 IMG_20230209_112803 IMG_20230209_112759 IMG_20230209_112754 IMG_20230208_215947IMG_20230208_215939 IMG_20230208_215935 IMG_20230209_112521


Страна, в которой появилась «Эбру» тоже не разгадана. За статус 
«родины» соперничают Индия, Китай, Персия, Сибирь, Пакистан, Туркестан 
и даже Древний Египет. Сегодня центром рисования на воде является Турция 
— там настоящие мастера обучают технике «Эбру». Именно в этой стране 
изготавливают краски и все необходимые принадлежности для этого вида 
рисования.
О происхождении термина «Эбру» существует несколько версий. По 
одной из них — это слово произошло от арабского «ab-ru», что значит «вода 
для лица», по другой версии термин появился от чагатайского слова «ebre», в 
переводе — волнообразный. Большинство считают, что свое название 
техника получила от персидского «ebri» — «облако». На первый взгляд, 
кажется странным, почему, такие разные по значению слова означают 
«Эбру». Но, познакомившись с технологией рисования на воде, становится 
понятным, что каждое из данных значений отражают суть этого вида 
искусства.  
В творческом объединении «Махаон» Центра творчества детей и 
молодёжи» р.п. Солнечный занятия по рисованию на воде очень нравятся 
детям. Таинство плавающих красок на поверхности воды просто 
завораживает. Волшебство переноса рисунка на бумагу, сравнимо с 
действиями фокусника. В обучающую программу «Махаон» включены 
занятия по интуитивному рисованию, это рисунок не только гуашевыми 
красками на бумаге, но и рисунок на воде «Эбру», который относится к 
правополушарному рисованию на уровне эмоций и чувств. Методика 
правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, 
которые присутствовали в характере и поведении человека. 
«Правополушарные» творческие виды деятельности — это своеобразный 
ключик к подлинным переживаниям и глубинным бессознательным 
процессам.
Для лучшего эффекта обучения рисованию, изобразительные техники 
должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается и 
контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. Метод 
правополушарного рисования позволяет: проявить индивидуальность, 
упрощает творческий процесс, отключает анализ деятельности, помогает 
избавиться от внутренних преград, обрести душевную гармонию, раскрывает 
наши творческие способности, делает более внимательными к людям и 
окружающему миру. 
Когда дети только знакомятся с данной техникой, они очень любят 
просто экспериментировать, водя палочкой по поверхности воды, в 
дальнейшем начинают придумывать сюжетную композицию, например, 
букет из цветов и листьев, подводный мир, сказочную птицу. Юным 
художникам нравится выполнять задания на воображение и развитие 
творческого мышления: определять, на что это похоже; угадывать, что 
нарисовано.
Рисование на воде даёт детям возможность побывать в роли настоящих 
экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и 
красок, оно способствует развитию воображения. Рисуя на воде, ребята 
учатся отображать собственное настроение при помощи красок. Оно 
формирует творческий потенциал, даёт море положительных эмоций. Когда 
творение отпечатывается на бумаге, юного художника переполняет 
непередаваемый восторг, таким образом это занятие способствует развитию 
интереса к рисованию. Ребенок, который никогда не испытывал тяги к 
изобразительному искусству и не отличался особыми достижениями в этой 
области, сможет полюбить рисование. Всё это способствует гармонизации 
личности, так как акварисование оказывает успокоительный эффект, что 
очень важно для родителей гиперактивных детей.
Какие педагогические технологии используются при таком 
нетрадиционном рисовании? 
Здоровьесберегающая технология 
Техника «Эбру» является арт-терапией. Сам процесс направлен на 
релаксацию. 
Традиционная (репродуктивная) технология
Акварисование не требует предварительной подготовки. Техника 
«Эбру» не позволяет рисовать по образцу. Это даёт толчок для творчества, 
проявления самостоятельности и выражению индивидуальности. 
Технология «Коллективного обучения»
Рисование в этой технике полезно для неуверенных в себе детей, т.к. 
работа происходит в парах сменного состава, т.е. все обучают каждого и 
каждый всех. Активизируются межличностные отношения ребёнок — 
ребёнок, которые способствуют реализации в обучении принципов 
непрерывной и безотлагательной передачи знаний.
Для детей рисование на воде является прекрасным инструментом 
развития воображения, моторики, творческого начала.
«Эбру» — не только знакомство с древнейшим видом искусства и 
освоение этой необычайно интересной техники, а также один из способов 
погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и 
массу приятных впечатлений. Для рисования «Эбру» не требуется никаких 
способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с 
первого раза создает что-то красивое. Тайна «Эбру» заключается в том, что 
тот, кто им занимается, одновременно является режиссёром, художником и 
зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему 
настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет 
появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто 
невозможно! 
В наш стремительный век мы идем в ногу с техническим прогрессом, 
примеряем на себя новые достижения технической мысли, стараемся успеть, 
не отстать — это стало неизбежностью, неотъемлемой частью нас самих. Но, 
возможно, хоть иногда, стоит на миг остановиться и оглядеться. Быть может, 
самый важный прогресс нужно искать внутри себя — в личностном росте, в 
развитии собственного внутреннего духовного мира. Возможно, не 
материальный, а духовный прогресс личности должен стать истинной силой 
движения вперед. Такой внутренний импульс может дать детям занятия по 
рисованию на воде «Эбру»: глубоко живое искусство, процесс самопознания, 
игра на внутренних струнах, лёгкий ветерок и стремительный вихрь, смысл 
соединения всего живого на Земле при помощи воды.
Современное общество требует формирования творческой личности, 
которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, 
нестандартно решать новые жизненные проблемы. Творческие люди в наши 
дни востребованы практически во всех сферах.
Ведущим свойством способности к творческой деятельности является 
воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Как отмечал 
Л.С. Выготский: «Предпосылкой высокого развития воображения является 
его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, образовательную 
деятельность, приобщения к искусству.»

Тьер Н.А. педагог высшей категории «Центр творчества детей и молодежи» р.п. Солнечный, руководитель образцового детского коллектива «Махаон»
 

Комментарии
Евгения
Уникальная техника. Даже если рисуешь по образцу, все равно получится свой неповторимый, ни на что не похожий рисунок. Настоящее развитие фантазии и творчества.